Забыли пароль?

Зарегистрироваться на сайте

Отменить

Антикризисное искусство

Коростылева Инга, Журнал D` (Д-штрих) №01-02 (61-62), 26 января 2009 года

Нестабильность в секторе естественных монополий и на фондовом рынке заставила многих обратить внимание на альтернативные инвестиционные инструменты. В том числе на антиквариат и предметы искусства. Как вкладывать деньги в прекрасное в период глобального экономического кризиса, выяснял D

О средних показателях доходности на рынке искусства и старины можно говорить лишь весьма условно: лучшие полотна великих мастеров или уникальные предметы прошлого стоят чрезвычайно дорого, появляются в открытой продаже крайне редко. Но именно они порой приносят своим владельцам баснословную прибыль: может выйти и 200% в год, и это не предел. Недорогие лоты дают скромные проценты — не больше 5% годовых. Средняя доходность от редких, но не раритетных предметов составляет 20%.

В условиях финансового кризиса, когда ценные бумаги, еще вчера казавшиеся вполне надежным средством приумножения и сохранения капитала, существенно потеряли в цене, неплохо получить и такую прибыль. Но результаты последних торгов ведущих аукционов Sothebys и Christies показывают, что инвесторы склонны попридержать деньги: покупателей находят в лучшем случае чуть больше половины лотов. И русские торги, традиционно проходившие в ноябре, не стали исключением. Например, топ-лот Sothebys — подвески великой княгини Марии Павловны, невестки императора Александра II, оцененные экспертами в $1 млн, — так и не были проданы. Не лучше дело обстоит и в сфере современного искусства: торги Sothebys едва добрались до половины той суммы, которую планировали выручить устроители ($125 млн вместо $200 млн). «Я думаю, что кризис повлиял на рынок искусства точно таким же образом, как и на банковский рынок, — говорит совладелец аукционного дома Кабинетъ Константин Журомский. — Наверняка случится и проседание цен, и сильный отсев участников». Итак, снижение платежеспособного спроса коснулось рынка антиквариата в полной мере.

Только лучшее

Кризис — время, когда инвесторы расставляют приоритеты. Годы экономического благополучия позволили ценам на искусство и антиквариат существенно вырасти, некоторые сферы откровенно перегреты. В частности, посредственные, проходные предметы дорожали порой неоправданно стремительно. Работы художников второго эшелона, интерьерные вещицы — это балласт, именно в них рынок, вероятнее всего, будет искать свое дно, раритеты же останутся стержнем стабильности, цены на них не снизятся.

«В любом направлении, будь то классика, авангард или прикладное искусство, можно выделить имена, которые были и будут в цене, — объясняет Константин Журомский. — Рынок идет вниз. А работы Федора Рюкерта (выдающийся русский эмальер. — Прим. D), к примеру, все равно дорожают. Или возьмем фалеристику (коллекционирование наград, знаков отличия. — Прим. D): если известно, что орденом Александра Невского или Андрея Первозванного за определенный период были награждены всего 30 человек и только пять из этих наград находятся в частных руках, а остальные в музеях, то появление на рынке таких предметов — это событие, спрос на них будет всегда». На торгах Sothebys летом 2008 года звезда ордена Андрея Первозванного была продана за S2,7 млн, эстимейт (предпродажная стоимость) инкрустированной бриллиантами награды, датируемой концом XVIII — началом XIX века, равнялась всего S400–600 тыс. В 10 млн руб. оценили эксперты аукционного дома «Империя» комплект ордена Святого Александра Невского (первая половина XIX века) — первый предмет такого уровня, появившийся на отечественном рынке. Столь редкие вещи останутся, конечно, востребованными, однако нельзя исключать того, что ликвидность их несколько снизится: слишком дорого. С другой стороны, владельцы, если уж они решат расстаться с подобного рода сокровищами, все же смогут не снижать цену, покупатель в любом случае найдется. Такие инвестиции воистину беспроигрышны.

Дело в том, что раритетные вещи стоят дорого, позволить себе покупку может крайне ограниченный круг лиц — как раз те, кто прекрасно понимает: второй раз такой предмет может оказаться на торгах очень нескоро. Это каждый раз уникальный шанс, который очень тяжело упускать. На фоне общего снижения цен, казалось бы, можно ожидать и падения стоимости таких предметов. Но это тонкий психологический момент: наверняка найдется человек, средства которого позволят приобрести вещь без «кризисного» дисконта, — и продавец такого отыщет. Попадая в коллекцию, в течение первого года шедевр «отбивает» накрученную продавцом стоимость, а дальше начинает дорожать уже сам по себе. Продавать такие вещи не торопятся, они обычно остаются у одного владельца не годами, а десятилетиями, поэтому определить их стоимость бывает непросто, однако, попадая на торги, они обычно в три-четыре раза превышают оценку экспертов.

Но некоторые специалисты все же прогнозируют снижение показателей ликвидности даже на самые лучшие предметы. По рынку нумизматики и фалеристики кризис ударил в первую очередь, заявили D` в компании «Знакъ»: «Спрос на монеты среднего ценового сегмента, которые всегда были наиболее востребованными инвесторами, заметно упал. Тем не менее сохраняется интерес к редким предметам и, наоборот, к недорогим (до 150 тыс. руб.) монетам в хорошем состоянии. В секторе фалеристики прежний интерес (и, соответственно, цены) сохраняется только к раритетам».

Дорогу новому

В период кризиса растет интерес к тем направлениям искусства и антиквариата, внутри которых еще не достигнут ценовой потолок. Как правило, это недостаточно раскрученные сферы, интерес к которым ранее был низок по тем или иным причинам. Например, из-за недостатка предметов на рынке или из-за скудности информации по ним. «Сейчас мы замечаем растущий интерес к фундаментальной и скульптурной пластике, — приводит пример Константин Журомский. — Разыскивая новые способы вложения капитала, инвесторы неожиданно вспомнили о том, что был такой предмет дарения, как бронзовая скульптура. Раньше такие вещи заказывали мастерам с именами — полковые, ведомственные, юбилейные подношения создавались лучшими художниками и скульпторами XIX века».

На рынке древнего искусства — Греции и Рима — наблюдается некое оживление: недорогие еще, недооцененные вещи находят своих инвесторов. Относительно неплохи дела в сфере букинистики. «Все больше участников рынка обращают внимание на бонны (бумажные деньги, купюры. — Прим. D`) и старинные ценные бумаги, — замечают эксперты компании Знакъ. — В этом сегменте рынка цены продолжат расти». Привлекает инвесторов и невысокий порог входа. Так, довольно редкий экземпляр — один червонец Банка СССР 1922 года с подписями шести членов правления Госбанка в хорошей сохранности стоит всего 16 тыс. руб., а государственную ассигнацию 5 руб. 1815 года выпуска в хорошей сохранности можно приобрести за 140 тыс. руб. Причина в том, что рынок довольно узок, ведь бумажные деньги плохо сохраняются, до наших дней их дошло немного.

Антикризисная стратегия

Кризис еще не успел существенно отразиться на стратегии продавцов и покупателей. «Владельцы по-прежнему пытаются продать предметы искусства и антиквариата по завышенным ценам, которые уже не актуальны, — говорит президент аукционного дома Гелос Олег Стецюра. — На самом же деле давно пора снижать стоимость, привыкать к новым реалиям. Все равно это придется сделать, но выиграет в конечном итоге тот, кто раньше других приспособится к сложившейся ситуации: нужно сбрасывать балласт, продавать часть имеющихся посредственных предметов».

Рынок падает, а покупатели стараются держать прежние планки — все это мешает инвесторам нащупать дно, выйти как раз в тот момент, когда можно совершить покупку по наиболее удачной цене, совершив «длинный» вклад. Эксперты полагают, что к февралю-марту для всех участников рынка уже станет очевидной необходимость некой корректировки цен в сторону понижения: тогда, возможно, наступит время для покупок. Аукционный дом «Гелос» планирует в ближайшие месяцы проводить торги чаще, чтобы максимально эксплуатировать покупательную способность заинтересованных лиц. Коллеги-эксперты считают этот шаг очень разумным: потихонечку распродадутся самые интересные лоты, раз от раза будет появляться что-то новое, и покупатели найдут интересные для себя предметы по привлекательным ценам: процесс привыкания к новому рынку должен быть постепенным — и будет таковым.

Ситуация в целом крайне нестабильна, специалисты предупреждают о том, что делать прогнозы сегодня сложно. «Какой ценовой расклад будет в конце весны, предсказать трудно, — говорят в компании Знакъ. — Сейчас мы формируем коллекцию майского аукциона и в большинстве случаев просим покупателей самим определить стартовую цену предмета — весьма вероятно, что интересная редкая вещь найдет своего покупателя даже по завышенной цене, а простой материал не будет продаваться даже с существенным дисконтом».

Антикризисная стратегия на рынке антиквариата, которая будет актуальна в ближайшие полгода, заключается в том, чтобы отделять вещи, являющиеся стратегическими, от предметов случайных, вспомогательных. Простенькие интерьерные украшения не могут держать прежний уровень цен — и это не должно удивлять и обижать ни продавцов, ни покупателей.

Современное искусство в России, как, впрочем, и за рубежом — это продукт труда галеристов. Покровительство известного критика, эксперта, владельца галереи — полдела, если не больше. И кризис создал интересную ситуацию на рынке. Сегодняшние известные имена, уже раскрученные, в относительной безопасности — ведь если их уже покупали, то сами владельцы не дадут ценам и интересу упасть. Но те, кого только начали вводить, могут оказаться в невыгодном положении: неизвестно, как скажется финансовая сутолока на галеристах, чей интерес распространяется на современное искусство. В отличие от собратьев-антикваров, которые всегда богатеют в период кризиса и при любых сильных потрясениях (люди начинают распродавать свои коллекции, часто уступая в цене, а купить предметы в ситуации экономической нестабильности могут лишь люди состоятельные), приверженцы нового искусства рискуют оказаться на время не у дел.


Мои портфели
Индикаторы
Индексы
MICEXINDEXCF2 047,42–0,4606.03
RTSI1 110,46+0,2006.03
Акции
GAZP134,60–0,1506.03
GMKN9 324–0,1306.03
LKOH3 079–0,2106.03
ROSN332,0–1,3406.03
SBER162,00–1,4606.03
VTBR0,06600,0006.03
Курсы валют
EUR70,50–0,2510.12
USD63,72+0,0110.12
EUR/USD1,09–0,5331.12
GBP/USD1,47–0,4331.12
USD/JPY120,17–0,2831.12
EURUSD_TOM1,060,0006.03
EUR_TODTOM0,02–0,0406.03
USD_TODTOM0,02–0,0306.03
Мировые рынки
Dow17 473,32–0,7431.12
FTSE6 242,32–0,5131.12
Nikkei 22519 033,71+0,2730.12
S&P 5002 049,94–0,6531.12
Золото1 059,98–0,1231.12
Нефть Brent37,6+3,1331.12