Забыли пароль?

Зарегистрироваться на сайте

Отменить

Бизнес на любви

Коростылева Инга, Журнал D` (Д-штрих) №19 (79), 12 октября 2009 года

Мы охотнее всего тратим деньги не на себя, а на своих любимых — особенно на детей и животных. О том, как заработать на этой слабости, выяснял D

Поскольку в основе успешного предприятия лежит, как известно, хорошая идея, не помешает обзавестись привычкой записывать все мысли. Если вам такой подход не нравится, просто заведите домашнего питомца — оказывается, это неисчерпаемый кладезь идей.

Дивный салон

Есть собаки более и менее везучие, но мало кому везет так, как йоркширскому терьеру по кличке Дива: у нее есть свой салон красоты. В сентябре 2009 года его открыла хозяйка Дивы Ирина Демидова. «По образованию я экономист, работала в транспортной компании, бизнесом никогда не занималась. В прошлом году завела собачку, и через некоторое время мне потребовалось ее подстричь. Оказалось, что записываться к мастеру везде нужно заранее, — вспоминает она. — Я поняла, что салонные услуги в дефиците, и решила открыть свой бизнес».

(1) Грумминг — общий уход за собакой, включающий уход за шерстью (мытье, расчесывание, стрижка), стрижку когтей, уход за глазами, зубами и ушами и т. д.

Создавая компанию, Ирина пользовалась помощью различных агентов и посредников: они занимались оформлением документов, необходимых для открытия салона, подыскивали подходящее помещение, подбирали персонал. «Сейчас я понимаю, что многое могла бы сделать сама, — говорит Ирина. — Есть специализированные сайты, где общаются специалисты по груммингу(1). Да и свободных помещений на рынке много. Впрочем, я не жалею, что заплатила, ведь на самостоятельное оформление всех разрешений ушло бы очень много времени». В итоге Ирина инвестировала в открытие салона «Дива» около 1,2 млн руб. Снизить стоимость можно было не только за счет отказа от посредников, но и за счет аренды: выбрав помещение поменьше — не 70 кв. м, как у нее, а, скажем, 40–50.

«Перед тем как открыть салон, я провела небольшое маркетинговое исследование, выявила районы, в которых салонов меньше всего, — говорит Ирина. — Оказалось, что на всей протяженности Дмитровского шоссе и прилегающих трасс их всего три: в Куркине, Химках и на Новослободской. Тактика себя оправдала: уже есть клиенты, которые перешли из других салонов в наш, потому что он удобно расположен».

Хозяева йоркширских терьеров — основные клиенты салона. Йорки — дорогие собачки, цены на щенков начинаются от 30 тыс. руб. Но даже с приходом кризиса спрос на них упал не сильно — по словам Ирины, на последних выставках покупателей было предостаточно. Приобретая йорка, каждый понимает: время от времени придется тратиться на стрижку, уход за когтями, ушами и т. д. Поэтому уменьшение потока клиентов из-за кризиса не ожидается. Ирина открыла салон в самый разгар финансовых потрясений, но ни на минуту не сомневается в успехе, тем более что работают они со всеми породами.

Пока у «Дивы» не много клиентов, поэтому приходится постоянно вкладывать часть прибыли в рекламу и демпинговать. «Сайт стоил нам 35 тыс. руб., но без него не обойтись — иначе сейчас очень трудно конкурировать. Мы рекламируем салон через интернет, участвуем в специализированных выставках, расклеиваем объявления в близлежащих районах, проводим маркетинговые акции непосредственно в салоне — раздаем дисконтные карты, — рассказывает Ирина. — На это уходит около 40 тыс. руб. в месяц. Кризис помогает сократить расходы на рекламу: так, щит в Москве стоит сейчас 50 тыс. руб., а в Долгопрудном (ближайшем к салону подмосковном городе) — всего 14 тыс. Ну и, естественно, следует определиться со стоимостью услуг: у нас цены пока ниже рыночных, надо как-то привлекать клиентов».

Нельзя экономить на оборудовании и инструментах — они дорогие, но это залог качественной работы мастера. Другая важная часть успеха — мастера. Чем они опытнее, тем чаще клиенты будут рекламировать салон другим владельцам собак: в этой сфере бизнеса «сарафанное радио» играет не последнюю роль. Но если вы сами не специалист по стрижке собак, определить компетенцию сотрудника сможете только со временем. Следите за отзывами клиентов о работе мастеров: на первых порах контроль должен быть непрерывным. Пока в салоне Ирины два мастера, работающих посменно, но в ближайшее время появятся еще два, чтобы можно было обслуживать одновременно нескольких клиентов. Кроме мастеров в штате еще бухгалтер и уборщица. Позже, когда Ирина займется открытием второго салона, в команду войдет администратор.

«Начали мы с простого — стандартных услуг по уходу за собаками разных пород. Но постепенно ассортимент расширяется: появились различные процедуры, в том числе и PA, — говорит Ирина. — У нас есть витрина с сопутствующими товарами: одеждой и аксессуарами, можно продавать также игрушки и корма. Со временем, может быть, мы начнем размещать у себя рекламу различных клубов о продаже щенков, предложения ветеринарных лечебниц и аптек, информацию о выставках. Словом, возможностей множество. Планирую также открывать другие салоны — на оборотные и частично личные средства».

Поскольку «Дива» открылась совсем недавно, пока рано говорить, когда бизнес выйдет на окупаемость, но согласно планам хозяйки салона со временем предприятие будет приносить 1,5–2 млн руб. в год.

Пес в пальто

Входной билет

Средние затраты на организацию магазина для животных (без учета затрат на персонал)

Аренда помещения — от $300–700 за 1 кв. м в год
Закупка первой партии товара — $30 тыс.
Затраты на рекламу в интернете — около 20 тыс. руб. в месяц
Участие в специализированных выставках — от $300
Другие маркетинговые мероприятия (листовки, дисконтные карты и пр.) — около 20 тыс. руб. в месяц

Мила Саковская давно занимается бизнесом: первое ее предприятие связано с индустрией моды для женщин. А идею второго — бутика одежды и аксессуаров для собак — подсказал ей мопс Уэлли. «История началась очень давно. В детстве мы с сестрой постоянно возились с собаками: бездомных кормили, приводили в порядок, старались пристроить в добрые руки, а свою не только любили без памяти но и шили ей одежду! — рассказывает Мила. — Конечно, страдали в первую очередь свитера и шарфы родителей, зато наш питомец всегда был самым модным и одет по погоде». Когда у Милы появилась Уэлли, хозяйке, конечно, захотелось превратить собачку в заправскую модницу. Но оказалось, что в Москве невозможно купить то, что хочется.

Детское увлечение сестер превратилось в магазин для собак Doggie Dreams, который потребовал серьезных инвестиций. «Можно было бы для начала ограничиться торговлей через интернет, но нам хотелось не только продавать вещи, а дарить эмоции, создавать настроение, поэтому мы решили, что необходимо искать подходящее помещение, — вспоминает Мила. — В 2008 году, до начала кризиса, выбор торговых площадок был невелик, а проект хотелось запустить поскорее. Согласились на первое, что более или менее подходило, — помещение в торговом центре рядом с метро Речной вокзал. Место проходное — это крупная транспортная развязка, к тому же рядом Мега, ИКЕА».

Первоначально акцент был сделан на премиальные французские бренды, не представленные ранее на российском рынке, например Doggidog, официальным представителем которой и стал магазин Милы. Вопросы с поставщиками решались довольно просто: западные компании были сами заинтересованы в выходе на российский рынок. Из-за кризиса пришлось отказаться от концепции, предполагающей продажу только одежды класса «премиум», — в ассортименте появилась и продукция российских производителей.

На аренду помещения, ремонт, закупку товара потребовалось около 3 млн руб. На рекламу тратиться не стали, рассчитывая, что высокая проходимость сделает свое дело. Однако Мила принимала участие в специализированных выставках — участие платное, но это неплохая реклама: на популярных мероприятиях (к примеру, «Йорк-шоу») всегда много посетителей.

В то же время кризис стал серьезной проверкой бизнеса на прочность — его пришлось перенести в интернет, так как затраты на аренду помещения уже не отбивались выручкой. «Но это не значит, что продажи стали полностью виртуальными: у нас есть шоу-рум, где покупатели могут посмотреть всю коллекцию», — говорит Мила. Отказ от помещения под магазин позволил существенно сократить текущие расходы, так как арендные ставки на склады и шоу-румы существенно ниже, чем на полноценные торговые помещения, — $200 против $1,2 тыс. в месяц за 1 кв. м. Дополнительные текущие затраты — на call-центр и бухгалтера — по 10 тыс. руб. ежемесячно, услуги курьера оплачивают покупатели. Поскольку магазин частично переместился в интернет, понадобилась баннерная реклама — около 20 тыс. руб. в месяц.

Со временем Мила рассчитывает вернуться к формату реального магазина. Кроме того, ей хочется не только продавать вещи, но и развивать в России культуру модной одежды для домашних животных.


Мои портфели
Индикаторы
Индексы
MICEXINDEXCF2 047,42–0,4606.03
RTSI1 110,46+0,2006.03
Акции
GAZP134,60–0,1506.03
GMKN9 324–0,1306.03
LKOH3 079–0,2106.03
ROSN332,0–1,3406.03
SBER162,00–1,4606.03
VTBR0,06600,0006.03
Курсы валют
EUR70,90–0,1518.10
USD64,01–0,3318.10
EUR/USD1,09–0,5331.12
GBP/USD1,47–0,4331.12
USD/JPY120,17–0,2831.12
EURUSD_TOM1,060,0006.03
EUR_TODTOM0,02–0,0406.03
USD_TODTOM0,02–0,0306.03
Мировые рынки
Dow17 473,32–0,7431.12
FTSE6 242,32–0,5131.12
Nikkei 22519 033,71+0,2730.12
S&P 5002 049,94–0,6531.12
Золото1 059,98–0,1231.12
Нефть Brent37,6+3,1331.12