Забыли пароль?

Зарегистрироваться на сайте

Отменить

К винту!

Марламов Элвис, Журнал D` (Д-штрих) №24 (84), 21 декабря 2009 года

Как заработать на объединении вертолетостроительных заводов

КА-50 «Черная акула» многоцелевой ударный вертолет :: Фото: ИТАР-ТАСС

Российское правительство запустило процессы консолидации в отечественном машиностроении. Принято решение объединить в интегрированные холдинговые структуры все советское наследство. Самолетостроительные заводы и конструкторские бюро уже вошли в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), предприятия атомного комплекса в рамках «Росэнергоатома» объединяются в несколько субхолдингов по видам деятельности. Консолидация затронула судостроение и производство реактивных двигателей, на базе которых будут созданы Объединенная судостроительная корпорация и Объединенная двигателестроительная корпорация. Все новые компании планируется вывести на биржу в ближайшие годы.

Государство тут выступает в нехарактерной для себя роли рачительного собственника: с помощью консолидации оно решает сразу несколько задач. Во-первых, закрепляется контроль над стратегическими производствами. Во-вторых, подконтрольным предприятиям легче оказывать финансовую поддержку. В-третьих, российские производства получат шанс вернуть прежнее место на мировой арене — шанс, возможно, последний. Кроме того, с помощью объединения компаний устраняется конкуренция внутри отраслей. Если раньше МиГ и «Сухой» конкурировали за заказы на различных международных тендерах, то теперь они вошли в ОАК, которая объединит их финансовый и научный потенциал.

Для нас же самое главное в консолидации промышленности — то, что на этом можно попытаться заработать. Конечно, реформирование оборонного машиностроения не столь популярно среди аналитиков, как разделение РАО ЕЭС или создание «большого Ростелекома», однако в этом есть и свои преимущества: бумаги оборонных предприятий сильно недооценены по фундаментальным показателям! «Горячие» деньги еще не пришли в эти акции, так что тут можно сыграть на опережение.

Первым делом — вертолеты

Я предлагаю рассмотреть идею вложения в бумаги российских вертолетостроительных заводов в расчете на то, что в 2010 году их акции будут обменяны на акции создаваемого в настоящий момент холдинга ОАО «Вертолеты России». Сейчас этот сектор представляет собой классический заповедник из «непуганых» бумаг третьего эшелона, куда еще не ступала нога спекулянта. Существует возможность по аналогии с обменом акций авиазаводов на акции ОАК, прошедшим в октябре, получить вместо своей маленькой доли в вертолетном заводике долю в объединенной компании. Этот холдинг затем выйдет на биржу и станет полноценным представителем второго эшелона с хорошей ликвидностью. Но главное — отечественные вертолеты можно по праву назвать одними из лучших в мире, чего не скажешь о тех же гражданских самолетах.

Акционер всех вертолетных заводов корпорация «Оборонпром» (входит в госкорпорацию «Российские технологии») на своем сайте заявляет, что «впервые за постсоветскую историю отмечена позитивная тенденция к увеличению внутреннего спроса на вертолетную технику». Новые боевые вертолеты наконец-то стала закупать российская армия, в соединения поступают новые образцы Ми-28 «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор» (Ми производят МВЗ, УУАЗ, «Роствертол»; Ка — арсеньевский «Прогресс»). Процесс перевооружения, запущенный в нашей армии, обеспечит вертолетные предприятия длинными заказами. Также ожидается рост спроса на гражданскую продукцию.

Кроме того, большие надежды возлагаются на иностранцев: напомним, что советскими вертолетами оснащены армии нескольких десятков стран Азии, Африки и Ближнего Востока. Сейчас антагонисты США в лице Ирана и Венесуэлы считаются для наших вертолетов естественными рынками сбыта. И тут объединение компаний придется как нельзя кстати, потому что о продажах будет заботиться головной холдинг. Так, в начале декабря ОАО «Вертолеты России» и иранская компания Fanavaran ASEMAN GITI Co. Ltd договорились о продвижении российской вертолетной техники в Иране. Планируется, что в Иран будут поставляться гражданские версии средних вертолетов Ми-171, а также адаптированные к эксплуатации в горных условиях легкие Ка-226Т. В будущем в Иран могут быть проданы и легкие многоцелевые вертолеты Ка-62. Ожидается, что в течение ближайших десяти лет парк коммерческих вертолетов в Иране вырастет более чем в полтора раза. «Есть все основания полагать, что значительная часть этого прироста будет достигнута за счет увеличения спроса на российскую технику», — считают в «Оборонпроме».

В объединении вертолетной промышленности есть и некоторые отличия от интеграции самолетостроительных предприятий в ОАК. Переход на единую акцию тут будет одноэтапный, тогда как у ОАК акции «дочек» все еще торгуются. Кстати, сам процесс консолидации ОАК чрезвычайно сложный, и не многие инвесторы смогли разобраться в процедуре обмена акций того же «Иркута» на бумаги ОАК.

В настоящий момент на ММВБ торгуются два вертолетных завода — Улан-Удэнский авиазавод (УУАЗ) и Казанский вертолетостроительный завод (КВЗ). Соответственно, каждый рядовой инвестор может без проблем участвовать в этой затее, купив акции через обычный торговый терминал. Еще ряд предприятий торгуется на RTS Board. Однако реально здесь можно купить лишь бумаги «Роствертола» и Арсеньевской авиационной компании «Прогресс».

Итого из 14 «дочек» «Оборонпрома», которые будут присоединены к ОАО «Вертолеты России», на бирже можно купить лишь пять. Наша задача — выбрать оптимальную стратегию входа в капитал нового холдинга и с выгодой обменять акции. Предположительно, «Оборонпром» будет заинтересован в сохранении 75−процентной доли в своей «дочке» — «Вертолетах России». Такой пакет обеспечивает квалифицированное большинство и позволяет полностью контролировать стратегическое предприятие. Значит, акции компаний, где у «Оборонпрома» сейчас имеется максимальная доля, предположительно, будут оценены для обмена дороже, чем акции тех компаний, где у «Оборонпрома» минимальная доля. Какова будет оценка? Пока можно только догадываться об этом. Но при этом уже сейчас можно устранить риски инвестирования.

Миноритарии, плывите вон!

Главный риск — изменение структуры капитала, которое уменьшит доли миноритарных акционеров. Например, 27 ноября акционеры Арсеньевского завода «Прогресс» из Приморья, того самого, который производит легендарные «Черные акулы», приняли решение увеличить уставный капитал путем размещения по закрытой подписке в пользу ОПК «Оборонпром» 8 млрд акций. Они будут размещаться по номинальной стоимости 1 руб. В настоящее время уставный капитал «Прогресса» составляет 401,73 тыс. руб. и разделен на 401,73 тыс. акций номиналом 1 руб. Таким образом, уставный капитал компании увеличится почти в 20 тыс. раз! Сейчас на бирже бумаги можно купить по $90, а продать по $50, но, судя по всему, после допэмиссии акции «Прогресса» могут упасть до $0,1, к немалому огорчению миноритарных акционеров.

«Роствертол» также готовит размещение. Видимо, текущая доля 22% не устраивает «Оборонпром», да к тому же хорошо бы нейтрализовать других акционеров с крупными пакетами, которые могут при желании заблокировать консолидацию. Тут после допэмиссии расстановка сил может радикально измениться, а доли миноритариев также будут безжалостно размыты.

Итак, остаются только акции УУАЗа и КВЗ. Продукция у этих заводов довольно конкурентоспособна: их вертолеты покупают российские министерства и ведомства (ФСБ России, ГУВД города Москвы, МЧС России), авиакомпании («Газпромавиа», «Ютэйр») и крупные российские компании. УУАЗ производит в разных модификациях Ми-171, который является новой версией самого распространенного в мире универсального вертолета Ми-8 (используется и для пассажирских перевозок, и для перевозки грузов, и для специальных целей — к примеру, для тушения пожаров). КВЗ выпускает также Ми-17 в разных вариантах, а кроме того, «Ансат», который стал основным учебным вертолетом для Министерства обороны.

Теперь посмотрим на УУАЗ и КВЗ с точки зрения финансовой эффективности. Отношение капитализации к прогнозной прибыли за 2009 год 9 (или Р/Е) у Улан-Удэнского завода равняется 2, у КВЗ — примерно 3. Но у последнего более конкурентоспособная продукция в виде современных гражданских вертолетов и влиятельные миноритарии в Татарстане.

Традиционно в процессе реорганизации акционерам, проголосовавшим «против», будет предложено предъявить акции к выкупу. Возможно, уже на этом этапе бумаги УУАЗа и КВЗ значительно подрастут. Ведь оценщики просто не смогут проигнорировать тот факт, что предприятия стоят всего лишь две-три годовые прибыли — то есть баснословно дешевы (для сравнения: у бумаг, входящих в индекс РТС, Р/Е сейчас колеблется в районе 10–12). Значит, оценщик, если он действительно будет независим, оценит акции заводов выше текущей рыночной цены.

Таким образом, сейчас у инвесторов есть шанс поучаствовать в создании российского холдинга, который, по сути, будет представлять собой третий в мире полюс вертолетостроения после европейской EADS и американской Sikorsky Corp. Предполагается, что акции новой компании появятся на бирже в 2010 году, одновременно будет проведено размещение допэмиссии. Естественно, дешево новые бумаги продавать никто не будет — наоборот, «Оборонпром» постарается установить максимально возможную цену. Поэтому лучше получить новые акции не на очередном «народном IPO», а путем обмена акций «дочек» на бумаги материнской компании в процессе консолидации.


Россия производит все больше вертолетов

Основные проекты государства в стратегических отраслях

ОтрасльЦентр консолидацииСобственник и его доля
АвиастроениеОАКРФ 89%
ДвигателестроениеОДК«Оборонпром» 100%
СудостроениеОСКРФ 100%
Добыча урана«Атомредметзолото»«Атомэнергопром» 51%,
Обогащение урана«Техснабэкспорт»«Атомэнергопром» 100%
Производство ядерного топливаТВЭЛ«Атомэнергопром» 100%
Атомное машиностроение«Атомэнергомаш»«Атомэнергопром» 63,58%
Вертолетостроение«Вертолеты России»«Оборонпром» 100%
Системы ПВО«Оборонительные системы»«Оборонпром» 75%
Источник: данные компаний

Всего пять вертолетных заводов имеют рыночную капитализацию

ПроизводствоКомпанияТикерБиржаКапитализация, млн руб.Сайт
МиМосковский ВЗ им. МиляMVZMРТС4538www.mi-helicopter.ru
Казанский ВЗKHELММВБ4931www.kazanhelicopters.ru
Кумертауское АППwww.kumapp.ru
«Роствертол»RTVLРТС2870www.rostvertolplc.ru
Улан-Удэнский ВЗUUAZММВБ7216www.uuaz.ru
КаАрсеньевская авиационная компания «Прогресс»AAKPРТС979— 
ОАО «Камов»KAMOwww.kamov.ru
КомплектующиеММЗ «Вперед»MMZVРТСwww.ircol.ru
Ступинское МППwww.smpp.nm.ru
«Редуктор-ПМ»www.reductor-pm.ru
РемонтНовосибирский авиаремонтныйwww.narp.ru
Уральский ЗГАwww.prad.ru
Источники: ММВБ, РТС

Мои портфели
Индикаторы
Индексы
MICEXINDEXCF2 047,42–0,4606.03
RTSI1 110,46+0,2006.03
Акции
GAZP134,60–0,1506.03
GMKN9 324–0,1306.03
LKOH3 079–0,2106.03
ROSN332,0–1,3406.03
SBER162,00–1,4606.03
VTBR0,06600,0006.03
Курсы валют
EUR70,76+0,0307.12
USD63,72–0,1007.12
EUR/USD1,09–0,5331.12
GBP/USD1,47–0,4331.12
USD/JPY120,17–0,2831.12
EURUSD_TOM1,060,0006.03
EUR_TODTOM0,02–0,0406.03
USD_TODTOM0,02–0,0306.03
Мировые рынки
Dow17 473,32–0,7431.12
FTSE6 242,32–0,5131.12
Nikkei 22519 033,71+0,2730.12
S&P 5002 049,94–0,6531.12
Золото1 059,98–0,1231.12
Нефть Brent37,6+3,1331.12