Забыли пароль?

Зарегистрироваться на сайте

Отменить

Будущее системы "60-66" в последовательности

14 ноября 2012 года, РБК Daily, Дмитрий Иванченко, руководитель практики «Нефтегаз и химия» Strategy Partners Group
Статья на сайте-источнике: http://www.rbcdaily.ru/

В рамках модернизации правительство РФ ожидает увеличения глубины переработки нефти не менее чем до 85%. Для этого была разработана нынешняя система таможенных пошлин "60-66-90". Она принесла свои позитивные плоды, однако, чтобы процесс не замедлился, государству уже сейчас стоит определиться с дальнейшими шагами.

Система "60-66-90" — это модификация изначальной системы "60-66", которая предполагала отмену дифференцированных ставок таможенных пошлин на светлые и темные нефтепродукты и одновременное принятие общей ставки пошлины на уровне 66% от ставки пошлины на нефть. Нынешняя же система устанавливает экспортные пошлины на бензин/нафту в объеме 90% от пошлин на сырую нефть. "60-66-90" была введена в мае—июне 2011 года в целях снижения внутренних цен на бензин в качестве временной меры.

И теперь, по мнению вице-премьера Аркадия Дворковича, с учетом действующей запретительной ставки на экспорт светлых нефтепродуктов у компаний нет стимулов осуществлять глубокую переработку нефти. Расчеты "Транснефти" также свидетельствуют о недостаточности стимулов: при текущей ценовой конъюнктуре рынков экспортировать темные нефтепродукты намного выгоднее, чем нефть.

Запретительная пошлина на экспорт бензинов может тормозить "бензиновую" модернизацию заводов, так же как в свое время пониженная пошлина на темные неф­тепродукты дестимулировала инвестиции в углубляющие процессы. Кроме того, уже в среднесрочной перспективе сохранение повышенной пошлины может привести к реальному дефициту бензинов в России, где в отличие от Европы именно бензин является основным моторным топливом, и модернизация направлена на обеспечение внутреннего рынка именно качественными бензинами.

Конечно, одномоментное снижение пошлин на бензины с уровня 90% до 66% приведет к росту внутренних цен, так как вырастет экспортная альтернатива (ввести запретительную пошлину просто, отменить — нет). Тем не менее в формировании внутренних цен на бензин участвует не только ставка экспортной пошлины. Рост внутренних цен в краткосрочной перспективе может быть сдержан более гибкой политикой в отношении акцизов, а в средне- и долгосрочной перспективе — повышением конкуренции на внутреннем рынке.

Наш анализ эффективности систем начисления пошлин показал, что при изначально планировавшейся системе "60-66" инвестиции в углубляющие процессы становятся экономически более привлекательными, а экономическая EBITDA растет пропорционально улучшению качества корзины нефтепродуктов.

Но наиболее оптимальным вариантом является выравнивание таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты и дальнейшее снижение пошлины на сырую нефть по мере модернизации российской нефтепереработки и одновременного реформирования системы налогообложения в сфере нефтедобычи.

Такой вариант простимулирует компании увеличить глубину переработки вместо строительства избыточных для мирового рынка и самой России мощностей по перегонке нефти. В результате выиграют все заинтересованные стороны, так как российский рынок будет насыщен предложением высококачественных нефтепродуктов, а высокий уровень загрузки отечественных НПЗ обеспечит собственникам стабильные денежные потоки даже в условиях негативной конъюнктуры на мировом рынке нефтепереработки.

Что касается информации о потерях для бюджета, то часть из них стали результатом недополученной выгоды от обложения нефтедобычи, поскольку в системе "60-66" пошлина на экспорт сырой нефти была снижена примерно на 7%. Выпадение доходов бюджета прогнозировалось и нами, и рабочими группами Минэнерго, а потому было ожидаемым. Однако если изначально предполагалось, что за счет снижения рентабельности первичной перегонки некоторый объем сырой нефти уйдет с НПЗ на экспорт и таким образом удастся компенсировать выпадение, то из-за высоких цен на нефть первичная переработка оказалась рентабельной и даже мини-НПЗ работают с прибылью. По данным Росстата, объем первичной переработки нефти в стране за девять месяцев 2012 года вырос на 4,2%, или 8 млн т.

Необходимо иметь ввиду, что оценки Минфином потерь для бюджета в размере 1,6 млрд долл. также связаны с предоставлением дополнительных налоговых льгот некоторым месторождениям Восточной Сибири, Ямала, месторождениям высоковязкой нефти и "Татнефти" с "Башнефтью" для компенсации выпадающих доходов от внедрения системы "60-66".

При этом, по данным Минэнерго, рост инвестиций в отечественную нефтяную отрасль за первую половину 2012 года в результате внедрения системы налогообложения "60-66-90" составил 14% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, или 1,5 млрд долл. Так, например, "Роснефть" за первое полугодие увеличила объем капитальных вложений в Upstream на 18%, ТНК-ВР – на 6%, а ЛУКОЙЛ — на 48%.

Из-за роста экспорта темных нефтепродуктов Мин­экономразвития еще в марте предлагало повысить экспортные пошлины на темные нефтепродукты до 90% от пошлины на сырую нефть. Однако ключевым условием для достижения успеха при этом является необходимость со стороны государства заранее обозначить указанную политику на сближение пошлин и закрепить ее на законодательном уровне, поскольку даже Минэнерго согласно с тем, что в сфере расчета ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты российские ведом­ства не всегда последовательны.

Как справедливо полагает Минэнерго, резкое изменение условий будет свидетельствовать о непоследовательности государственной политики, а эффект от системы "60-66" необходимо рассматривать в комплексе с результатами программы модернизации нефтеперерабатывающей отрасли России, увеличением инвестиций нефтяных компаний и влиянием на развитие добычи в стране. И год, пока действует режим "60-66", по мнению замминистра финансов Сергея Шаталова, недостаточный срок, чтобы делать какие-то определяющие выводы.






Новости и статьи

8 ноября, 14:27

Германия начинает принимать биткоин

В двух землях Германии, Саксонии и Гессене недавно провели опрос более тысячи человек, чтобы узнать их мнение о биткоине.

7 ноября

Как разработать план социального развития предприятия

Каким образом можно разработать план социального развития предприятия

Инвестиционные идеи
24 октября 2017 года

Биткоин взлетит до $25 тыс. в ближайшие пять лет

Аналитик Том Ли заявил, что если биткоин сможет достичь капитализации на уровне 5% от рынка золота, то его цена, скорее всего, достигнет $25 тыс. в ближайшие пять лет.

30 ноября 2016 года, АО "Открытие Брокер"

Алроса. Покупка после приватизации PDF, 154 КБ

В текущем году АЛРОСА имеет все шансы получить рекордные финансовые результаты, выраженные в рублях.

25 ноября 2016 года, Инвестиционная компания "АТОН"

ИНТЕР РАО: Торговая идея себя оправдала, потенциал реализован: ДЕРЖАТЬ PDF, 896 КБ

Акции «Интер РАО» подорожали на 28% с момента начала нами аналитического освещения компании 20 сентября, при этом только включение в индекс MSCI способствовало росту на 8%.

Блоги
  1. Grand Capital, Сегодня, 19:50

    Рынок акций РФ закончил торги в понедельник на негативной территории на фоне падения рынков акций в Европе и…
  2. AMarkets Finance, Сегодня, 10:35

    Италия отказалась пересмотреть дефицит бюджета. Что будет с евро? Артем Деев 12.11.2018 О нефти, решении ОПЕК+ увеличить нефтедобычу,…
  3. Grand Capital, 9 ноября, 19:51

    Рынок акций РФ закончил торги в пятницу сильным падением на волне снижения цен на сырую нефть и негативной…
Мои портфели
Индикаторы
Индексы
MICEXINDEXCF2 047,42–0,4606.03
RTSI1 110,46+0,2006.03
Акции
GAZP134,60–0,1506.03
GMKN9 324–0,1306.03
LKOH3 079–0,2106.03
ROSN332,0–1,3406.03
SBER162,00–1,4606.03
VTBR0,06600,0006.03
Курсы валют
EUR76,09+0,2813.11
USD67,52+0,6713.11
EUR/USD1,09–0,5331.12
GBP/USD1,47–0,4331.12
USD/JPY120,17–0,2831.12
EURUSD_TOM1,060,0006.03
EUR_TODTOM0,02–0,0406.03
USD_TODTOM0,02–0,0306.03
Мировые рынки
Dow17 473,32–0,7431.12
FTSE6 242,32–0,5131.12
Nikkei 22519 033,71+0,2730.12
S&P 5002 049,94–0,6531.12
Золото1 059,98–0,1231.12
Нефть Brent37,6+3,1331.12