ФРС меняет политику
24 ноября 2008 года, Business & Financial Markets,
Олег Богданов
Статья на сайте-источнике: http://www.b-online.ru/pdf/BFM_138(24-11-08)_small.pdf
Выступая на прошедшей неделе в банковском комитете сената, руководитель ФРС Бен Бернанке заявил, что сейчас все труднее становится контролировать ставку по федеральным фондам. Действительно, фактические действия ФРС говорят о том, что американский ЦБ перешел от таргетирования ставки по федеральным фондам к политике quantitative easing, или количественного снижения.
Сейчас средняя ставка по федеральным фондам находится на уровне 0,37% годовых. Эта ставка не определяется ФРС, а устанавливается уполномоченными банками при операциях с резервами между собой. В это же время ставка рефинансирования (target rate) была установлена на последнем заседании Комитета по операциям на открытом рынке (FOMC) на уровне 1%. Вместе с тем 5 ноября совет управляющих ФРС изменил формулу начисления процентов на обязательные и избыточные резервы банков. Если раньше по предписаниям ФРС необходимо было применять дисконт при начислении процентов на резервы в размере 10 базисных пунктов к средней ставке по федеральным фондам в отношении обязательных резервов и 35 базисных пунктов в отношении избыточных, то теперь ставка процентов по резервам уравнивается со средней ставкой по федеральным фондам. Многие эксперты отмечают, что сейчас ставка рефинансирования ФРС становится иррелевантной.
Теперь главным фактором, определяющим направление денежно кредитной политики ФРС, становится отношение количества ликвидности в системе к количеству банковских резервов. Лучшим показателем этого сейчас служит величина избыточных резервов банков на депозите ФРС. В августе этого года объем избыточных резервов на депозите не превышал $2 млрд. За последние три месяца он вырос в 150 раз и в ноябре составил $363 млрд. Теперь объем средств на депозите превышает объем рынка по федеральнымфондам, $250 млрд.
Несмотря на, казалось бы, чрезмерную ликвидность банки по-прежнему не желают кредитовать ни потребителей, ни реальный сектор. Для них единственным безрисковым контрагентом остается ФРС. Аналогичная история с кредитованием происходила в Японии в 2001 году, когда Центробанк страны проводил похожую денежно- кредитную политику. Тогда Банк Японии устанавливал параметры или цели, а также процентную ставку по резервам банков на балансе ЦБ. Если цель была превышена, то процентная ставка снижалась или вообще не выплачивалась. Борясь с инфляцией, Банк Японии пытался увеличить денежную массу, покупал в больших количествах японские государственные облигации, неликвидные активы банков. Фактически ЦБ печатал иены, за которые потом покупал американские активы из-за чего национальная валюта за год упала на 15%. Об успехе или неуспехе данной политики трудно судить, можно сказать лишь то, что больших достижений у японской экономики до настоящего времени не наблюдалось. Судя по всему, ФРС США идет по японскому пути. Ну что ж, остается пожелать им успехов.