Всем хорошо известно, что в Республике Беларусь государство в основном обладает правом собственности на ключевые объекты экономики. И многие потенциальные инвесторы рады выгодно вложить свои средства в процессе приватизации различных предприятий, но их настораживает отсутствие твердых гарантий на право собственности и неопределенность в законодательстве Беларуси. Мотивы такой осторожности лежат на поверхности – на тему приватизации заявления и обещания белорусского руководства сильно расходятся с реально предпринимаемыми шагами. Обычно это понятие появляется в лексиконе президента Лукашенко в период обсуждения с иностранными партнерами других важных для Беларуси вопросов для улучшения атмосферы переговоров. Основное условие, поставленное МВФ для получения кредита (уже переведенного в полном объёме ) – создание Агенства по приватизации и показательная приватизация 5 объектов, находящихся в госсобственности. До сих пор ничего из этого сделано не было, хотя руководство РБ обязалось выполнить эти требования в строго определенные сроки. Схожая ситуация сложилась и при частичной продаже акций Белтрансгаза, вылившаяся в противостояние с Газпромом, поскольку их оценка сильно разнилась между Россией и Беларусью, и это послужило формальным поводом для задержки приватизационного процесса . Экономическое положение в стране тем временем продолжает ухудшаться.

Падение спроса на беларусскую продукцию в условиях кризиса влияет на неуклонно растущий внешний госдолг, уже долгое время отрицательное сальдо торгового баланса. В ближайшее время не ожидается дополнительное кредитование от МВФ, а достигнутые договоренности по кредитам с Китаем и Сбербанком России предполагают наличие конкретных проектов. В предверии выборов власть кровно заинтересована в смягчении социальной напряженности, на это также требуются средства, которых у РБ нет. Эмиссия еврооблигаций Республики Беларусь даже в самом лучшем варианте не в состоянии исправить сложившееся положение. Поэтому крупномасштабная приватизация представляется единственным реальным решением проблем Лукашенко и Беларуси. Ведь её итогом станут крупные поступления в государственную казну от инвесторов, а также откроется зеленый свет новой кредитной линии от МВФ, переговоры с которым пройдут уже в мае 2010 года.




Недавно Владимир Семашко, первый вице-премьер, обнародовал сведения о проходящих переговорах с ведущими компаниями России ЛУКОЙЛ и Роснефть на предмет продажи акций ОАО Нафтан. Если сделка состоится, Беларусь выиграет в плане инвестиций стратегического значения. Сейчас власть готова пойти даже на потерю контрольного пакета акций Белтрансгаза.


Землячество Беларусских трейдеров Академии Masterforex-V полагает, что в Беларуси назревает момент, когда Лукашенко вопреки своей философии будет вынужден подкрепить свои многочисленные приватизационые обещания реальными делами.