Основные виды оплачиваемых и неоплачиваемых отпусков
14 мая 2017 года

Человек не может трудиться без отдыха длительное время, так как снижается его продуктивность вследствие моральной и физической усталости, может возникнуть апатия и даже депрессия. Поэтому для восстановления нормальной работоспособности и повышения производительности в Трудовом кодексе РФ есть такое понятие, как отпуск.
Что такое отпуск и его основные виды
Отпуском является временное освобождение сотрудника от работы с сохранением места на предприятии или в организации независимо от того, какой профессиональный стандарт предъявляется к специалисту. Право на ежегодный отпуск имеет каждый человек и это прописано в Трудовом кодексе РФ. Разновидностей его очень много, и желательно разбираться во всем этом, чтобы знать о своих правах и обязанностях. Некоторые категории сотрудников могут иметь льготные условия предоставления отдых, и к таким относятся беременные женщины, инвалиды, несовершеннолетние и прочее. Различают два основных типа отпусков – оплачиваемые и неоплачиваемые, особенности которых мы рассмотрим подробнее.
Виды оплачиваемых отпусков
- Основной ежегодный. Его продолжительность 28 календарных дней, в которые входят и выходные. Для отдельных категорий лиц (инвалиды, сотрудники прокуратуры, суда, милиции, работники школ и других общеобразовательных учреждений и прочее) он может быть удлинен. Данный список может быть значительно расширен.
- Дополнительный. Для сотрудников, работающих в экстремальных условиях и на вредных для здоровья производствах.
- По учебе. Основанием для него является справка из учебного учреждения, а продолжительность и условия зависят от формы обучения и прочих моментов.
- Декретный отпуск. Предоставляется беременной женщине и равняется 140 дней (70 дней до и 70 после рождения малыша).
- Оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком. В этом случае женщина или мужчина будут получать социальное пособие от государства. Длительность его составляет три года.
Виды неоплачиваемых отпусков
Отпуск без сохранения заработной платы может быть назначен работодателем согласно заявлению его сотрудника. При этом владелец предприятия или ответственное лицо имеет право отказать в его предоставлении. Чаще всего он предоставляется в случае смерти близких, различных чрезвычайных происшествий и прочее. Отказать работодатель не может только пенсионерам, инвалидам, человеку, вступающему в брак, участникам ВОВ.
