Забыли пароль?

Зарегистрироваться на сайте

Отменить

Contemporary art: итоги года

Анна Куновская, Artcurator.ru, Журнал D` (Д-штрих) №1 (109), 17 января 2011 года

Арт-рынок может выдохнуть: интерес крупного бизнеса к искусству возвращается. Коллекционеры показали готовность покупать прекрасное даже по заоблачным ценам

Современное искусство стало главной жертвой мирового финансового кризиса. В 2009 году продажи аукционного дома Christie’s в этой категории упали больше чем вполовину. Но уже в 2010-м публика немного успокоилась, панику удалось остановить. С тех пор позиции актуального искусства крепнут.

Впрочем, мировые аукционные рекорды все еще принадлежат модернистам. Самой дорогой картиной XX века стала «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» кисти Пикассо. Портрет любовницы мастера в весьма необычном интерьере неизвестный покупатель оценил в $106,5 млн. Впечатляет, особенно если учесть, что на создание картины у Пикассо ушел всего один день. На втором месте — «Идущий человек» Альберто Джакометти, проданный за $104,3 млн. О том, насколько это дорого, вы сможете судить, узнав, что на предметы искусства в 2010 году коллекционеры потратили всего $400 млн.

Новое, мертвое и очень современное

В ушедшем году на торги выставили множество предметов современного искусства — больше чем за все десятилетие. Правда, негласный закон «лучший художник — мертвый художник» все еще продолжает действовать. Самым продаваемым автором 2010 года стал Жан-Мишель Баския. В 17 лет он начал рисовать граффити на стенах зданий в Манхэттене, а десять лет спустя умер, употребив слишком сильный героино-кокаиновый коктейль. Слава пришла к нему только после смерти: ценовой потолок для его работ обозначился в 1981 году — $14,6 млн, а в 2010-м превысил €30 млн. На аукционе Phillips de Pury рекорды побили проверенные временем, но уже ушедшие в мир иной Дэвид Хокни с «Осенним прудом» и Энди Уорхол с пикантным полотном «Мужчины в ее жизни», а на Christie’s — Рой Лихтенштейн с работой «Ох… Ну ладно».

Современная скульптура за прошедшее десятилетие подорожала в три раза. В 2010 году лидером в этом жанре стал «король китча» Джефф Кунс — мастер больших глянцевых сердечек и основатель корпорации Jeff Koons LLC, воплощающей конвейерным способом его идеи. За год он продал более 70 своих работ общей стоимостью €18,1 млн. Loopy Кунса, выставленная на торги летом, обошлась покупателю в €3,7 млн.

Фотография — сравнительно новый сегмент коллекционирования. Если рейтинги живописцев и скульпторов возглавляют американцы, то первое место среди фотографов принадлежит немцу. €3,5 млн — общая стоимость четырехметровых фоторабот Андреаса Гурски.

Видеорат и вовсе непривычный еще вид искусства. К тому же он зависит от технологий, которые быстро развиваются и устаревают, а некоторым собирателям такие инвестиции кажутся не слишком надежными. Но и здесь есть свой лидер — самый популярный видеохудожник американец Билл Виола. Кстати, два года назад он принимал участие в постановке оперы «Тристан и Изольда» в Мариинском театре. Его «Пленение» в 2010 году купили за $421,8 тыс.

Кажется, не коллекционируют пока только акционизм в искусстве — то есть хеппенинг, перформанс, культурную демонстрацию. То ли непонятно, как хранить, то ли не хочется связываться с радикальными (в прошлом) художниками вроде Кулика, Осмоловского или с опальной ныне группой «Война».

Русское все еще в моде

В 2010 году стали популярны ярмарки искусства. «Арт-Базель», продвинутый Frieze в Лондоне и FIAC в Париже собрали длинные очереди. Открылась своя ярмарка и в Москве. Называется Cosmoscow и ориентирована на крупных покупателей. Ее организаторы — коллекционер Маргарита Пушкина и галерейщики Фолькер Диль и Владимир Овчинников — настроены оптимистично: раз на мировых арт-рынках установились цены на звезд, надо срочно везти их в российскую столицу.

Вообще, роль России на мировой художественной арене становится все более серьезной. Новый дом MacDougall’s по продажам русского искусства побил достижения и Sotheby’s, и Christie’s: за два декабрьских дня сумма продаж составила £16,2 млн.

Кто из экспертов делает погоду на рынке?

Журнал The Art Review назвал 100 самых влиятельных персон арт-мира. Список 2010 года возглавили галеристы Ларри Гагосян, Иван Вирт, Давид Цвирнер, куратор Ханс-Ульрих Обрист, директор Музея современного искусства в Нью-Йорке Гленн Лаури и китайский художник Ай Вэйвэй — тот самый, который делает в Tate Modern инсталляции из фарфоровых семечек и прочих микрообъектов, собранных в великом множестве. Китайцы вообще в моде: эксперты советуют присмотреться к соц-арту Цзэна Фаньчжи. По аукционному обороту в деньгах он стоит между Дэмиеном Херстом и Джеффом Кунсом. Кстати, очень большой интерес культурной общественности в прошлом году вызывало современное искусство мусульманских стран — воистину прекрасное вне политики и прочей пошлости.

В России теперь своя экзотика: на смену соц-арту пришли «русское бедное» (по аналогии с итальянским arte povera, которое теперь дорогого стоит) и «новые скучные». Инвесторам, ищущим среди молодых художников будущего Баскию или Херста, стоит ориентироваться на премии Марселя Дюшана, Тернера и Кандинского. Директор лондонской галереи White Cube Тим Марлоу (кстати, входит в жюри премии Кандинского) полагает, что сильные российские художники дадут фору многим участникам мировых выставок. В подтверждение его слов наше искусство на мировых рынках продолжает пользоваться спросом. Правда, оплачивается уже не столь щедро, как в 1990-х, когда планету захлестнули картины «рожденных в СССР» и непризнанных в своем отечестве.

В 2010 году летние и осенние «русские недели» в Лондоне прошли довольно интересно и неожиданно. В июне сенсацией стала картина Петрова-Водкина «Вася». Изначально ее оценивали всего в £250–300 тыс. Однако сумма продажи многократно превысила эстимейт — полотно ушло за £1,8 млн. В декабре таким же потрясением на MacDougall’s стал «Маленький ковбой» российско-татарско-американского художника Николая Фешина. Продажа работы за $10,8 млн против эстимейта $900 тыс. шумно обсуждается в олигархических пабах Лондона. На Sotheby’s тоже потрясение: топ-лоты — полотна Коровина, Гончаровой, Серебряковой, Рериха, Бурлюка и Васильевой — остались непроданными, зато картины соцреалиста Юрия Пименова «Первомай» и «сурового реалиста» Виктора Попкова «Семья в июле» в три раза превысили первоначальную оценку — молоток остановился на отметке $1,5 млн и $842 тыс. соответственно.

Если верить прогнозам экспертов, в новом году цены на российское искусство будут только расти — пусть не сильно, зато уверенно. Не стоит забывать и об отечественных коллекционерах, входящих в мировую элиту собирателей. Возможно, вскоре им надоест биться за импрессионизм и старых мастеров, и они обратят внимание на искусство еще живых — или, в крайнем случае, недавно нас покинувших — соотечественников. Благо интересные и востребованные среди них есть, причем на любой вкус: от матерого концептуалиста Андрея Монастырского, который в этом году будет курировать российский павильон на венецианской биеннале, до лауреатов премии Кандинского, молодой и зеленой (в смысле их любви к экологии) группы Recycle. Пока же имеет место всем известный парадокс: лучшие американские художники покупаются в США, лучшие французские — во Франции, а лучшие российские — где угодно, только не дома.


Мои портфели
Индикаторы
Индексы
MICEXINDEXCF2 047,42–0,4606.03
RTSI1 110,46+0,2006.03
Акции
GAZP134,60–0,1506.03
GMKN9 324–0,1306.03
LKOH3 079–0,2106.03
ROSN332,0–1,3406.03
SBER162,00–1,4606.03
VTBR0,06600,0006.03
Курсы валют
EUR85,74–0,2328.03
USD77,73–0,9928.03
EUR/USD1,09–0,5331.12
GBP/USD1,47–0,4331.12
USD/JPY120,17–0,2831.12
EURUSD_TOM1,060,0006.03
EUR_TODTOM0,02–0,0406.03
USD_TODTOM0,02–0,0306.03
Мировые рынки
Dow17 473,32–0,7431.12
FTSE6 242,32–0,5131.12
Nikkei 22519 033,71+0,2730.12
S&P 5002 049,94–0,6531.12
Золото1 059,98–0,1231.12
Нефть Brent37,6+3,1331.12