Забыли пароль?

Зарегистрироваться на сайте

Отменить

За пива бутылку замолвите слово

Авербух Максим (автор самого популярного экономического блога http://rusanalit.livejournal.com), Журнал D` (Д-штрих) №15-16 (75-76), 18 августа 2009 года

Антиалкогольные кампании имеют плохое звучание в нашей стране. Сразу вспоминается горбачевско-лигачевский загиб второй половины 1980−х, лишивший бюджет значительной части поступлений и сделавший самогоноварение всенародным делом. Знатокам истории приходит на ум американский «сухой закон», породивший мафию вообще и Аль-Капоне в частности.

К счастью, нынешнее издание «антиалкоголизма», похоже, не предполагает ничего, кроме удара по слабому алкоголю — в первую очередь пиву. И в самом деле, наш премьер совсем недавно заявил, что до конца кризиса цены на водку в России расти не будут. С другой стороны, проект бюджета на 2010 год предусматривает трехкратный рост акцизов на пиво. То есть водка останется в прежней цене, а пиво подорожает (и видимо, судя по предполагающимся дефицитам бюджета на 2011–2012 годы, это только начало). Президент Медведев предложил распространить на производителей пива и слабоалкогольных напитков общие принципы регулирования и те же ограничения, которые применяются в отношении производителей крепких напитков. То есть пивом теперь будут торговать исключительно там же, где и водкой, а реклама пива будет запрещена, как и реклама водки. И если наша сборная на днях проиграла Аргентине со счетом 3:2, то по результатам нововведений водка выигрывает у слабоалкогольных напитков с еще более разгромным счетом 2:0.

Зададимся вопросом, а что для молодежи (а именно она целевая аудитория президентской инициативы) есть алкоголь? С одной стороны, как первая (увы) сигарета, как первый сексуальный опыт, как первая самостоятельная поездка за рулем — это инициация. Билет во взрослую жизнь. Увы, это так. Увы, именно по этим — впрочем, против секса и автомобилей автор ничего не имеет — рэперным точкам молодежь отсчитывает свой процесс взросления. Так было и так будет. Не дай бог, прибавятся еще наркотики, по сути, как 500 лет назад курение, ставшие частью западной культуры и менталитета.

А еще алкоголь для 16–25−летних — это едва ли не главный способ преодоления комплексов (а этого добра у подростков хватает) при налаживании отношений между полами.

Так что пить молодежь будет всегда. И несмотря на любую пропагандистсвую кампанию, сильно меньше пить не будет. Вопрос только в том, что именно будут пить молодые люди. И ответ тут прост: если не пиво, то водку. А в глубинке еще и разные «бормотухи».

Зачем же нам нужен этот возврат к водке? После стольких лет приучения молодежи к более легким спиртным напиткам. Ответ, видимо, в оживившихся сторонниках введения госмонополии на спирт, в первых рядах которых числятся глава Счетной палаты Сергей Степашин и председатель Совета федерации Сергей Миронов. И в самом деле, если ввести госмонополию на спирт, то государство за счет стоимости спирта будет получать доход с каждой проданной бутылки — хоть легальной, хоть нет. И если водка при этом серьезно потеснит пиво, то так только лучше для нынешнего дефицитного бюджета.

Вспомним, всего два года назад инициированный все тем же Сергеем Степашиным закон о введении госмонополии на спирт что называется «со свистом» пролетел через Госдуму и Совет федерации и был остановлен только президентом Путиным, отказавшимся его подписывать, но то был профицитный для бюджета 2007 год. Значит, с такой же легкостью он может быть принят и сейчас, тем более что вето президента ему вряд ли грозит. И на кону очень серьезные суммы — вспомним, что четверть века назад в отдельные годы алкоголь давал до 30% всех поступлений в бюджет СССР, правда, в условиях полной госмонополии, в том числе и на продажу спиртных напитков. Но и сейчас Сергей Степашин подсчитал, что введение госмонополии на спирт даст бюджету дополнительные доходы в размере 1–2% ВВП. Серьезная помощь господину Кудрину, не так ли?

Так вот и выходит, что введение / невведение госмонополии на спирт будет своего рода лакмусовой бумажкой для антиалкогольной инициативы нового президента. Будет введена монополия — значит, все дело в сокращении дефицита бюджета. Нет — значит, президент Медведев и в самом деле думает бороться с алкоголизацией страны. Пусть и так, как ему видится.

Специальное примечание: к глубокому сожалению автора, данная статья не проплачена ни одной пивной компанией.

Специальное дополнение: с начала 2009 года стоимость обыкновенных акций пивной компании «Балтика» выросла в два раза, с 350 до 700 руб., а стоимость акций водочной компании «Синергия» — в пять раз, со 100 до 500 руб. Это означает, что биржевики делают ставку на победу водки над пивом.


Мои портфели
Индикаторы
Индексы
MICEXINDEXCF2 047,42–0,4606.03
RTSI1 110,46+0,2006.03
Акции
GAZP134,60–0,1506.03
GMKN9 324–0,1306.03
LKOH3 079–0,2106.03
ROSN332,0–1,3406.03
SBER162,00–1,4606.03
VTBR0,06600,0006.03
Курсы валют
EUR70,68–0,1817.07
USD62,81–0,0217.07
EUR/USD1,09–0,5331.12
GBP/USD1,47–0,4331.12
USD/JPY120,17–0,2831.12
EURUSD_TOM1,060,0006.03
EUR_TODTOM0,02–0,0406.03
USD_TODTOM0,02–0,0306.03
Мировые рынки
Dow17 473,32–0,7431.12
FTSE6 242,32–0,5131.12
Nikkei 22519 033,71+0,2730.12
S&P 5002 049,94–0,6531.12
Золото1 059,98–0,1231.12
Нефть Brent37,6+3,1331.12