Забыли пароль?

Зарегистрироваться на сайте

Отменить

Цветущий бизнес

Коростылева Инга, Журнал D` (Д-штрих) №21 (81), 9 ноября 2009 года

Инновационный подход к делу сразу выделяет предпринимателя из толпы коллег. Фантазия и готовность изучать и внедрять что-то принципиально новое особенно полезны на высококонкурентных рынках

Самый универсальный подарок на свете — цветы. Но ларьки и магазины, ими торгующие, вынуждены работать в условиях жесточайшей конкуренции и ярко выраженной сезонности. Продажа цветов в горшках немного более стабильный бизнес: мало ли любителей домашней флоры? Но магазинов, заставленных стройными рядами корзиночек, горшочков, стаканчиков с зелеными лепестками, в любом крупном городе предостаточно. Чтобы успешно вести бизнес на самом активном и «густонаселенном» рынке, придется поискать свободную нишу.

Вертикальные сады

Алексей Гончаренко директор компании «Минале Таттерсфилд Россия»

Бизнес Ирины организован достаточно спонтанно. К плюсам такого подхода можно отнести ее искреннюю заинтересованность, подкупает и последовательность в изучении передового иностранного опыта. Подход к анализу местного рынка и стратегическому планированию был менее взвешенным, поэтому многое еще предстоит сделать. Хороший анализ рынка позволяет сэкономить значительные средства на продвижении. Возможно, больше усилий на начальном этапе следовало сосредоточить на бизнес-аудитории: многие крупные фирмы, особенно представительства иностранных компаний, ответственно относятся к оформлению офисов.

Не совсем корректно сравнивать рынки России и Франции, особенно в такой специфической сфере бизнеса. Правильный посыл — оценить емкость рынка — приводит Ирину к спорным выводам: «Если успешно во Франции, значит, будет успешно и у нас». Но Франция — страна с другими традициями, иным климатом, культурой растениеводства. Кроме того, фитостены довольно дорогое удовольствие, а это ограничивает круг потенциальных потребителей. Маркетинговые исследования нужно проводить еще до открытия сайта — это одно из основных правил для подобных стартапов.

Для того чтобы система франчайзинга успешно работала, необходимо предложить потенциальным франчайзи полноценную систему, сочетающую технологические ноу-хау и грамотно построенный бренд. Первый компонент проработан на хорошем уровне, а вот над вторым стоит еще подумать.

Есть мнение, что живые цветы положительно влияют на энергетику в доме. Так это или нет — судить не беремся, но одно можно сказать совершенно точно: растения очень освежают интерьер. Только вот возни с ними много: пересаживать, удобрять, подрезать, вовремя поливать — это мало кому нравится. Не нравилось и Ирине Кирюхиной, большой любительнице живых растений в доме. «Я устала от беспорядка, связанного с пересаживанием цветов, кроме того, уход за растениями требовал довольно много времени, — вспоминает она. — Стала искать выход, понимая, что, скорее всего, кто-то его уже нашел до меня. Действительно, оказалось, что давно существуют технологии, позволяющие избежать всей этой утомительной возни, причем используются они в странах с самым разным климатом». Специальные конструкции, снабженные поливочным устройством, позволяют любоваться на прекрасные, всегда здоровые и свежие растения и не прилагать особых усилий для поддержания их в отличной форме.

Ознакомившись с французскими технологиями в области домашнего растениеводства, Ирина решила заказать конструкцию под «домашнюю клумбу» для себя. Но поставщики заявили, что продать ее могут только вместе с растениями. Но чтобы провезти их через российскую таможню, нужно собрать множество разрешений. Тогда Ирина и решила, что самое время начать разрабатывать подобные технологии в России. «Обратилась к консультантам из Института физиологии растений и Института лекарственных растений, собрала команду специалистов, вместе с которыми мы разработали уникальную конструкцию, — рассказывает Ирина. — После столь серьезной работы жалко было останавливаться на стадии личного увлечения». Так чуть больше года назад появилась компания RaStenia, занимающаяся разработкой и продажей фитостен, которые можно устанавливать в любом помещении, вешать на стену или размещать на балконе.

Первый офис Ирина открыла в Санкт-Петербурге: «В разгар кризиса помещения сдавали по очень выгодным ценам, особенно те, что находятся не в центре города. У нас именно такое. Офис носит проектные и представительские функции — есть рабочее пространство и шоу-рум». Второе представительство появилось Москве в середине сентября нынешнего года — офис разместился за МКАД. «Удаленность от центра накладывает на нашу работу определенный отпечаток, — замечает Ирина. — График максимально гибкий, без фиксированных выходных, по запросу мы выезжаем к клиентам в удобное для них время».

Подбор персонала оказался едва ли не самым сложным этапом. Выяснилось, что профессии фитоинженера в России просто нет. Кроме того, компании требовались люди по-настоящему увлеченные, готовые работать много и поначалу за небольшие оклады. «Я убеждена, — добавляет Ирина, — что только люди, любящие свою профессию, тонко чувствующие растения, способны принести нашей фирме успех». Разработка технологии и открытие фирмы обошлись Ирине примерно в 2 млн руб.

Российских аналогов продукции RaStenia пока нет, но на рынок уже вышли две западные фирмы: шведская и французская. «У многих могут возникнуть вопросы по емкости рынка, — говорит Ирина. — Но для себя я давно нашла ответ. Во Франции компаний, работающих в аналогичных областях, очень много. Самая крупная, фирма Патрика Блана, продает около 800 кв. м стен в месяц. Согласитесь, у нас есть простор для развития».

Захват рынка

Поскольку фитостены — товар для России новый, он нуждается в популяризации и продвижении. У компании Ирины Кирюхиной сначала появился сайт — он задумывался как большой информационный портал со статьями не только о самой компании и ее продукции, но о растениях вообще. Сайт на аутсорсинге сделал канадский программист, работу которого Ирина контролировала в режиме онлайн. Проект обошелся всего в $2 тыс. — как минимум в два раза дешевле, чем требовали за ту же работу российские специалисты.

Основным каналом продвижения для бренда RaStenia является интернет: контекстная реклама и топ-списки поисковиков. «Кроме того, нужно участвовать в интересных публичных проектах — сейчас таких много, а также нельзя упускать предоставляемые ими возможности. В рамках проекта одного финансового еженедельника нас бесплатно консультируют специалисты Яндекса по продвижению товаров и услуг в социальных сетях».

Продвигая новый товар или услугу, нужно максимально точно сформулировать суть предложения. Нет смысла платить за топ-«Яндекс» по словосочетанию «озеленение интерьера» — слишком велика конкуренция и широк набор услуг. А вот на слово «фитостены» инвестиций не жалко — это совершенно определенный товар, и ищут его те, кто понимает, о чем идет речь. Осталось внедрить слово на рынок, сделать его привычным. В планах компании развитие каналов продаж через специализированные магазины и салоны, сотрудничество с различными изданиями, налаживание контактов с дизайнерами по интерьерам: они с удовольствием используют в своей работе различные новинки. Рекламным целям будет служить также корпоративный транспорт с символикой компании. Самостоятельную ценность для фирмы и дополнительную маркетинговую нагрузку несут подарочные сертификаты RaStenia: вместо букета или цветка в горшке можно преподнести в подарок небольшую фитостену, которая будет жить в офисе или квартире много лет.

Молодой фирме важно не захлебнуться в потоке заказов, поэтому в вопросах рекламы и маркетинга следует проявить известную сдержанность. В «режиме перегрузок» чрезвычайно трудно соблюдать сроки и следить за качеством, что особенно важно в начале, когда формируется репутация. Дозируя маркетинговые усилия, предприниматель не только экономит деньги, но и позволяет бизнесу развиваться постепенно.

Уже сейчас заказов у компании достаточно, через полгода полученная за все время прибыль от бизнеса наконец-то окупит вложенные Ириной инвестиции и начнет приносить стабильный доход. Работа с клиентами осуществляется по 50−процентной предоплате, у компании пока не хватает собственных денег для реализации проекта полностью на оборотные средства: фитостены — довольно дорогой элемент декора (от 35 тыс. руб. за 1 кв. м). RaStenia существует на личные средства Ирины Кирюхиной, пока она не брала кредиты и в будущем рассчитывает не прибегать к этой обременительной возможности. Сейчас Ирина занята разработкой системы франчайзинга, которая позволит компании выйти на рынки российских городов-миллионников, а также за рубеж без привлечения заемных средств.


Мои портфели
Индикаторы
Индексы
MICEXINDEXCF2 047,42–0,4606.03
RTSI1 110,46+0,2006.03
Акции
GAZP134,60–0,1506.03
GMKN9 324–0,1306.03
LKOH3 079–0,2106.03
ROSN332,0–1,3406.03
SBER162,00–1,4606.03
VTBR0,06600,0006.03
Курсы валют
EUR69,86–0,5714.12
USD62,55–0,6714.12
EUR/USD1,09–0,5331.12
GBP/USD1,47–0,4331.12
USD/JPY120,17–0,2831.12
EURUSD_TOM1,060,0006.03
EUR_TODTOM0,02–0,0406.03
USD_TODTOM0,02–0,0306.03
Мировые рынки
Dow17 473,32–0,7431.12
FTSE6 242,32–0,5131.12
Nikkei 22519 033,71+0,2730.12
S&P 5002 049,94–0,6531.12
Золото1 059,98–0,1231.12
Нефть Brent37,6+3,1331.12