Забыли пароль?

Зарегистрироваться на сайте

Отменить

Сумчатые инвесторы

Коростылева Инга, Журнал D` (Д-штрих) №24 (84), 21 декабря 2009 года

Крупные инвестиции и связи с подрядчиками не способны заменить предпринимателю главного — бизнес-смекалки, то есть умения придумать новый востребованный продукт, найти свою уникальную нишу на рынке

Молодежные аксессуары должны быть не только стильными и оригинальными, но и максимально доступными, чтобы их можно было часто менять. Но это плохо совместимо с качеством: невозможно бесконечно удешевлять производство. Дмитрий Лукьянов и Юрий Лебедев, запустившие проект HalfBag, эту проблему решили.

«Людям будет незачем покупать много сумок, если они смогут менять внешний вид одной. Мы долго перебирали разные идеи — и экосумки были, и дизайнерские футболки, а потом вдруг придумали то, что сразу понравилось нам обоим: выпускать сумки со сменными принтами, — вспоминает Юрий. — Времени зря не теряли: сразу начали искать деньги и подрядчиков». У Дмитрия начальный капитал был — для него HalfBag не первый бизнес, уже пять лет работает цех по изготовлению рекламной продукции и нанесению на нее логотипов. Юрию же, чтобы войти в долю, пришлось обратиться за кредитом в банк. Заем он получил без проблем — зарплата на работе была «белая». «Затраты на открытие такого предприятия, как наше, в принципе невелики — сопоставимы со стоимостью хорошей иномарки. Правда, от многого я тогда отказался, — говорит Юрий. — Мягко говоря, пришлось подзатянуть поясок, потому что вложенная сумма равнялась моему доходу за полгода».

Бартер снова в моде

Руслан Никифоров гендиректор компании AMT Consulting Group

Владельцы HalfBag — молодцы: увидели, что сегодняшние условия предлагают большие возможности, которых у них не было в докризисные времена, и рискнули. При этом стараются развивать бизнес с учетом существующих ресурсов и возможностей. Однако, на мой взгляд, для лучшего продвижения своей продукции владельцам компании следует более активно двигаться в места «скопления» своей целевой аудитории: не только в ЖЖ, но и в других социальных сетях («В контакте», «Одноклассники» и т. д.). Следует не только предлагать свой товар, но и самим начинать выстраивать «культуру» пользования сумками со сменными принтами. Можно, к примеру, устроить какой-нибудь флешмоб и показать, как это круто и весело — иметь подобную вещицу.

Не увидел я также и четкой стратегии развития компании. Зачем уходить с работы по найму и получать меньше, чем прежде? Складывается впечатление, что владельцы действуют по наитию: помыслы, связанные с организацией самого бизнеса как машины, откладывают на будущее (дескать, вот наберет бизнес обороты, и мы сможем наконец-то взять управляющего, который и наведет порядок на складе, в финансах, в магазинах). Никто не призывает их использовать в настоящее время сложные и суперпередовые технологии управления, но все же следует более четко выстраивать принципы ведения бизнеса.

Но процесс поиска первоначального капитала оказался сущей мелочью по сравнению с попыткой организовать производство. «Найти подрядчика было невероятно сложно. Я объездил множество фабрик и вскоре понял, что ни с одной из них мы не сможем сотрудничать: качество продукции было крайне низким, — вспоминает Дмитрий. — И если бы у меня за спиной не было богатого опыта в области текстильного производства, нам пришлось бы гораздо труднее. Основная беда многих предпринимателей в нашей области как раз в том, что не многие в состоянии заметить недостатки пошива. После долгих поисков мы все же нашли подрядчика».

Скромный бюджет предприятия диктовал свои требования. «Для дизайна принтов поначалу мы привлекали своих друзей и знакомых, — рассказывает Юрий. — Сразу говорили им, что пока ничего не можем предложить, кроме готовой продукции и цитирования имени дизайнера на ярлычках и сайте. Но все остались довольны». На рекламу, столь необходимую новому товару, лишних денег тоже не было — но благодаря этому партнеры убедились, что многое можно получить с существенными скидками, а то и вовсе бесплатно. «Мы находили с партнерами точки соприкосновения, лежащие вне сферы финансов, обрисовывали перспективы и привлекали друзей, работали по взаимозачету, в рассрочку, а иногда удавалось и просто за идею. Там, где корпорации платят сотни тысяч евро за услуги агентств, мы находили непосредственных исполнителей из тех же агентств и предлагали работать напрямую. Наш проект нравится людям, они с удовольствием включаются в работу на тех условиях, которые мы в состоянии предложить». Поисковая оптимизация и взаимовыгодное сотрудничество с известными дизайнерами, участие в выставках и фестивалях — все эти каналы в HalfBag давно изучены и внедрены.

Продвижением компании Юрий занимается сам: рекламные материалы, визитки, сайт — на многом удалось сэкономить благодаря его опыту, накопленному в ходе работы в сфере рекламы и брендинга (Юрий ранее занимался разработкой фирменного стиля, созданием логотипов для крупнейших отечественных и зарубежных компаний). Необходимость на всем экономить заставила Дмитрия взять в руки давно пылившийся фотоаппарат. На пару с Юрием он до ночи снимал сумки для сайта, не имея ни малейшего представления о том, как это надо делать. С недавнего времени для фотосессий партнеры стали привлекать друзей: для них участие в съемках — интересный опыт. «А вот профессиональные модели с кучей косметики — это не для нас. Да и бюджет целее будет», — шутит Дмитрий.

Вообще, в HalfBag каждый — и чтец, и жнец, и на дуде игрец: существует разделение обязанностей, но в компетенции каждого все равно огромный фронт работ. Дмитрий отвечает за дизайн самих сумок, поиск новых материалов, фурнитуры, налаживает взаимоотношения с подрядчиками. На Юрии — брендинг, привлечение новых дизайнеров, развитие интернет-ресурса. «Мы, конечно, часто советуемся, обсуждаем многое совместно, — говорит Дмитрий. — Но каждый знает свою территорию, и мы полностью доверяем друг другу». Помимо двух совладельцев в компании работают еще несколько человек: клиент-менеджер, программист, водитель, работник склада. Штат минимален: все дизайнеры — фрилансеры. Управляющего в HalfBag нет — по мнению предпринимателей, проект еще слишком молод для того, чтобы доверить его третьему лицу. Но о найме профессионального управленца Юрий и Дмитрий все же иногда задумываются: им хотелось бы навести порядок в документации, разобраться со складским учетом, магазинами, упорядочить финансовые расчеты. Если это будет делать специалист, сами предприниматели смогут сосредоточиться на том, что удается им лучше, чем другим, — на новых идеях.

О пользе финансовых потрясений

Иван Терехин директор по развитию CITY Consulting Group

Идея HalfBag звучит действительно свежо, но есть и риски. Один из основных — возможность появления более крупных конкурентов. Стоит вложить получаемые средства именно в бренд, подчеркнуть его уникальность — это страховка от появления новых игроков.

Помню, один из наших клиентов три года назад попытался запустить проект по продаже раскрашенных вручную или инкрустированных камнями цифровых устройств (мобильных телефонов, КПК, ноутбуков). Вопреки советам наших консультантов клиент решил идти через широкое распространение продукции в интернете и сети салонов связи. После переговоров с одной из крупнейших сетей он получил отказ, а через несколько месяцев увидел практически 100−процентный аналог своей продукции на полках этой же сети. Началось всеобщее копирование идеи. Это пример того, как ценность идеи рассыпалась, из-за того что владельцы не смогли создать заметный бренд.

Юрий и Дмитрий запустили свой проект в самом начале кризиса. Однако они застали время относительного финансового благополучия, когда крупные сети не готовы были работать с новыми поставщиками: чтобы договориться с ними о сотрудничестве, требовались месяцы. «Теперь почти все готовы к совместным проектам, к уступкам, даже взаиморасчетам, — рассказывает Юрий. — Например, одна крупная сеть, продающая гаджеты, музыку и сувениры, год назад ясно дала понять, что наш товар им неинтересен. А теперь сами пишут, звонят, предлагают работать вместе. Открылись двери в новые сети. В то же время магазины неохотно берут товар оптом, просят его на реализацию», — замечает Юрий. Проблему частично решает собственный интернет-магазин. Если в плане реализации стало полегче, то с подрядчиками отношения осложнились. В связи с кризисом многие перешли на новый режим работы — мягко говоря, щадящий. От крупных проектов с хорошим уровнем качества подрядчики отказываются, отдавая предпочтение ширпотребу и второсортной рекламной продукции.

Одно из будущих направлений работы компании — сотрудничество с корпоративными клиентами. «Несколько крупных компаний уже покупали оптом наши сумки в качестве сувениров для сотрудников, — говорит Дмитрий. — Хотелось бы наладить контакт с теми, кто заказывал бы продукцию со своими логотипами и специально разработанными фирменными принтами». В ближайшее время HalfBag запустит онлайн-проект — площадку для дизайнеров, где любой желающий сможет разместить свои принты на конкурсный отбор. «Будем работать над увеличением посещаемости сайта, расширять коллекцию, подумаем над изготовлением принтов по индивидуальным заказам, есть идеи с вечеринками и акциями под эгидой HalfBag, — говорит Юрий. — Сейчас нельзя останавливаться: не позволяет ни ситуация на рынке, ни возраст проекта — все-таки он еще молодой, находится на этапе стартапа и нуждается в постоянном участии с нашей стороны».

Затраты на производство довольно велики, а доход почти полностью реинвестируется. «Первые восемь месяцев мы вообще не выводили деньги из бизнеса, все вкладывали в развитие, — говорит Юрий. — Было тяжело. Сначала мы этот проект не рассматривали как постоянный серьезный бизнес. Я в первые полгода совмещал его с работой в брендинговом агентстве. Потом понял, что разорваться невозможно, и решил сосредоточиться на HalfBag». Сейчас появилась прибыль, но она все еще очень скромна. Юрий признается, что получает от проекта сегодня в два-три раза меньше, чем тогда, когда работал по найму. «Мой опыт подсказывает, что производство в России — не самый прибыльный бизнес, — добавляет Дмитрий. — Производители зарабатывают на своей продукции гораздо меньше продавцов, сталкиваясь при этом с куда более серьезными проблемами. В общем, заработать сразу много и без труда, имея бизнес, подобный нашему, не получится — и это надо иметь в виду, выходя на рынок».


Мои портфели
Индикаторы
Индексы
MICEXINDEXCF2 047,42–0,4606.03
RTSI1 110,46+0,2006.03
Акции
GAZP134,60–0,1506.03
GMKN9 324–0,1306.03
LKOH3 079–0,2106.03
ROSN332,0–1,3406.03
SBER162,00–1,4606.03
VTBR0,06600,0006.03
Курсы валют
EUR70,76+0,0307.12
USD63,72–0,1007.12
EUR/USD1,09–0,5331.12
GBP/USD1,47–0,4331.12
USD/JPY120,17–0,2831.12
EURUSD_TOM1,060,0006.03
EUR_TODTOM0,02–0,0406.03
USD_TODTOM0,02–0,0306.03
Мировые рынки
Dow17 473,32–0,7431.12
FTSE6 242,32–0,5131.12
Nikkei 22519 033,71+0,2730.12
S&P 5002 049,94–0,6531.12
Золото1 059,98–0,1231.12
Нефть Brent37,6+3,1331.12