Забыли пароль?

Зарегистрироваться на сайте

Отменить

Недра строже Сечина

15 декабря 2008 года, Эксперт, Александр Ивантер, Иван Рубанов
Статья на сайте-источнике: http://www.expert.ru/printissues/expert/2008/49/nedra_strozhe_sechina/

В компании «Уралкалий» завершается повторная федеральная проверка причин техногенной аварии 2006 года, последствия которой до конца не устранены. Новые вызовы калийщикам предъявляет глобальный кризис, обрушивший спрос на удобрения

20 декабря истекает срок работы комиссии по расследованию причин аварии на руднике ОАО «Уралкалий» в г. Березники Пермского края. Авария двухлетней давности привела к затоплению рудника, образованию провала земной поверхности, перерезавшего трассу железной дороги Соликамск-Березники, и к переселению из опасной зоны нескольких сотен жителей 160-тысячного города.

Первая комиссия, изучавшая обстоятельства аварии по горячим следам в октябре 2006 года, пришла к выводу, что причиной ее послужила «неизвестная ранее геологическая аномалия» строения естественной водозащитной толщи рудника, которая не учитывалась в действовавших на тот момент правилах отработки месторождения, нарушений которых со стороны компании «Уралкалий» зафиксировано не было. Обстоятельства, предшествовавшие аварии, были классифицированы комиссией как «чрезвычайные, не зависящих от воли всех участников правоотношений».

Тем не менее 29 октября нынешнего года первый вице-премьер правительства России Игорь Сечин распорядился провести повторное расследование «с целью определения причин аварии, размера вреда, причиненного государству и компаниям (в том числе ТГК-9 и ОАО РЖД) в результате деятельности пользователя недр, проведения правовой экспертизы с обоснованием возможности и необходимости взыскания вреда с недропользователя…».

Рынок отреагировал на новость о повторном расследовании панически - с начала ноября курсы акций «Уралкалия» в Лондоне и Москве рухнули более чем на 60%, а аналитики принялись подсчитывать размеры потенциальных денежных претензий к «Уралкалию», если прежнее решение о невиновности компании в аварии будет пересмотрено. Цифры возможных претензий могут лежать в широчайших границах - от 200 млн до 20-50 млрд долларов. Нижняя граница оценки - расходы на строительство обходной железной дороги, погашение затрат энергетиков на перенос своих объектов из зоны аварии и затрат бюджетов города и края на расселение микрорайона - не является для компании убийственной, хотя и существенно обременит ее финансовое положение. Верхняя граница потенциальных претензий включает приблизительную оценку запасов калийных и магниевых солей, потерянных в затопленном руднике (120 млн тонн сильвинита и карналлита), собственником которых является государство. Понятно, что для компании с годовой выручкой 1,5-2 млрд долларов эта сумма неподъемна, а значит, «Уралкалию» грозит банкротство и смена собственника. В чью пользу? Недоброжелателей и конкурентов у компании достаточно, их мы обсудим ниже.

«Уралкалий» не стал дожидаться верховного вердикта. Уже на совещании у Сечина 29 октября председатель совета директоров и мажоритарный собственник компании Дмитрий Рыболовлев и Петр Кондрашов, гендиректор соликамского «Сильвинита», еще одного производителя калийных удобрений, соседа «Уралкалия» по Верхнекамскому месторождению, выразили готовность выделить по 1 млрд рублей на строительство 53−километрового железнодорожного обходного пути на трассе Соликамск-Пермь. В ноябре «Уралкалий» направил в правительство письмо за подписью президента компании Анатолия Лебедева с новыми предложениями об участии в финансировании работ по ликвидации последствий аварии, детали которых не раскрываются.

Комиссия должна была завершить работу к 1 декабря, однако затем было принято решение продлить ее деятельность еще на две недели. Однако 4 декабря министр природных ресурсов и экологии РФ, экс-губернатор Пермской области Юрий Трутнев неожиданно открыто встал на сторону калийщиков, заявив на пресс-конференции, что «.. рассмотрение вины "Уралкалия" здесь вряд ли уместно, это точно не ошибка сегодняшнего управления компании. Главная ошибка была совершена в районе 1935-1937 годов, когда нашлись умные люди, которые сверху решили зачем-то построить город. Надо выбираться из сложившейся ситуации всем вместе, потому что разрешение на эксплуатацию этих горизонтов давало в свое время государство…»

Демарш Трутнева крайне необычен - публично трактовать причины аварии до официального оглашения итогов работы комиссии, инициированной первым заместителем председателя правительства, - значит пойти на неслыханное нарушение субординации и всех устоявшихся чиновничьих процедур. Для этого должны быть очень сильные мотивы и козыри. Вероятно, в правительстве мнение Сечина по поводу «Уралкалия» не единственное или Рыболовлев ведет результативную контригру за кулисами, заручившись чьей-то очень влиятельной поддержкой.

Чем бы ни закончилась эта история, нынешнему либо новому руководству компании придется искать ответы на новые вызовы - уже не стихии, а рынка. Избалованные в последние три года бешеным спросом и заоблачными ценами на свою продукцию калийщики уже в ноябре столкнулись с параличом спот-рынка удобрений, вызванным глобальным кризисом и затовариванием, в результате чего резко снизились объемы производства. В ноябре месячный объем добычи компании уменьшился почти на 50%, план производства хлоркалия на 2008 год скорректирован с 5,5 до 4,9 млн тонн. В декабре истекают годовые контракты на поставку основному покупателю, Китаю, а новые переговоры по ценам и объемам предстоят очень тяжелые.

Трудно считать до конца устраненными и техногенные последствия аварии 2006 года. Главный риск последних тридцати-сорока лет, связанный с проседаниями и потенциальными провалами грунта, в результате затопления шахтных выработок первого рудника практически снят - город получил единый огромный «фундамент» в виде рассольной подушки с давлением 20 атмосфер, «подпирающей» город снизу. Однако в процессе затопления происходило растворение соляных пород, сопровождавшееся выделением газов. Сейчас эти газы локализованы в три подземных «пузыря» на юго-восточной окраине Березников суммарной емкостью 2,5-3 млн кубометров. Ведется их плотный мониторинг. Концентрация горючих газов в пузырях, по расчетам ученых, не должна быть велика, однако получить точную информацию об их составе и быть полностью уверенными в их безопасности невозможно.

Чем грозит подземный газовый пузырь, наглядно демонстрирует провал на третьем руднике компании в 10 километрах от города, затопленном в результате прорыва водоносного слоя в 1986 году. Уже после затопления рудника при бурении разведочных скважин наткнулись на газовый резервуар, который сдетонировал, образовав гигантскую воронку. Буровая просто исчезла, бурильщики, правда, по счастливой случайности не пострадали.

«Всё. Наверх!»

По прошествии двух лет после аварии горняки вспоминают события октября 2006−го с тяжелым сердцем и большой неохотой. Говорит Сергей Дьяков, замгендиректора ОАО «Уралкалий»: «Люди работали отчаянно, по колено, по пояс в рассоле, по камерам на плотах плавали, пытаясь запустить затопленную насосную станцию. Народ просто отказывался верить в то, что начальство приняло решение бросать рудник и уходить. Мои слова "Всё. Наверх!" люди восприняли как приговор. Кто-то сопротивлялся, предлагал отступить на верхние горизонты и оттуда продолжать откачивать рассол. Приходилось повышать голос».

После десяти дней борьбы за спасение Первого рудника подземные работы были прекращены, горняки выведены на поверхность, никто из людей не пострадал. Скоротечность развития аварии не оставила возможности спасения находившейся в подземных выработках техники без риска для жизни людей. Губернатор края Олег Чиркунов и владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев лично приняли решение пожертвовать железками, но спасти рабочих.

Вряд ли было бы уместно сказать, что вердикт комиссии 2006 года успокоил руководство компании - слишком много опасностей таила в себе природная стихия, ставшая полновластной хозяйкой огромного подземного города (общий объем горных выработок этого старейшего рудника компании, разрабатывавшегося с 1938 года, оценивается в 85 млн кубометров). Тем не менее, избежав немедленных претензий, «Уралкалий» смог сосредоточиться на локализации последствий аварии, перенастройке производства, переброске людей на непострадавшие объекты, налаживании мониторинга развития геологической обстановки в зоне аварии и во всем городе. Удалось не допустить паники среди его жителей, хотя до полного спокойствия еще далеко. Впрочем, особой безмятежности березниковцы не выказывали и до аварии, прекрасно понимая свою «исключительность»: прецедентов строительства города такого размера над солевыми выработками близкого, в пределах полукилометра, залегания за пределами России нет.

В первые же недели после начала затопления ученые спрогнозировали обрушение поверхностных пород в зоне прорыва вод с образованием провала. Потенциально опасная зона была оцеплена, начались срочные работы по строительству обходной ветки железной дороги. В конце июля прошлого года, спустя девять месяцев после начала затопления рудника, кусок грунта размером 50 на 70 метров провалился на 15 метров вниз - ровно в той зоне, которую предсказали специалисты. Зев земли стал жить своей жизнью, постепенно проглатывая все новые и новые куски породы. Лишь к концу ноября 2008 года наблюдения ученых зафиксировали полное затопление рудника и резкое замедление скорости расширения провала. Его нынешние размеры - 427х323 метра, глубина до уровня воды - 76 метров.

Дорожный сериал

К концу 2007 года «Уралкалий» оправился от потери первого рудника практически полностью - доаварийные объемы производства калийных удобрений почти восстановлены за счет интенсификации работ на втором и четвертом рудниках, финансовые показатели работы компании за счет сверхблагоприятной мировой конъюнктуры (свыше 90% продукции «Уралкалий» направляет на экспорт) воодушевляли - выручка по сравнению с 2006 годом увеличилась почти на треть, а чистая прибыль - в 2,3 раза, до 8 млрд рублей, половина ее была направлена на дивиденды. Наконец, в октябре 2007 года «Уралкалий» после неудачной попытки годичной давности проводит блестящее IPO в Лондоне и Москве, где продает около 15% своих акций почти за миллиард долларов. Компания оценена в 7,4 млрд долларов, очень неплохой результат. Впоследствии капитализация компании была разогнана инвесторами до отметок свыше 30 млрд долларов (пик июня 2008 года). Сегодня, когда «Уралкалий» оценивается рынком почти вдесятеро дешевле, эта цифра кажется почти невероятной.

Тем временем провал земли в районе аварийного рудника продолжал увеличиваться, и первая обходная ветка железной дороги, построенная уже к январю 2007 года на деньги краевого бюджета (120 млн рублей), была признана небезопасной, особенно при следовании составов с опасными грузами (например, цистернами с аммиаком с соседнего березниковского «Азота»). К концу прошлого года была построена отстоящая дальше от провала вторая обходная ветка дороги, движение по которой происходит и сегодня. Деньги на строительство в размере порядка 450 млн рублей были выделены ОАО РЖД.

В апреле 2008 года, когда провал приблизился к полотну второй обходной ветки менее чем на 80 метров, стал обсуждаться вопрос о строительстве третьей обходной ветки протяженностью 2,5 км со сметной стоимостью 0,9-2,5 млрд рублей. Однако окончательного решения по этой ветке так и не было принято. Возможно, потому, что ее строительство требует переноса ряда объектов находящейся по соседству ТЭЦ-10 (входит в состав ТГК-9; после аварии на руднике снабжение теплом города переброшено на другую станцию, а ТЭЦ-10 сегодня обслуживает лишь потребности работающих производств первого рудоуправления «Уралкалия»). Возможно, потому, что к этому времени правительственная комиссия по недопущению негативных последствий аварии на БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий» во главе с Юрием Трутневым начинает обсуждать вариант кардинальной минимизации рисков железнодорожного сообщения в данном районе - а именно строительство большой железнодорожной магистрали протяженностью 53 км, обходящей все шахтные поля «Уралкалия».

Первоначальная смета этого обхода в двупутном электрифицированном варианте была определена ОАО РЖД в размере 9 млрд рублей. Предполагался порядок софинансирования трассы тремя равными долями - «трешку» брал на себя федеральный бюджет, «трешку» - РЖД, остаток предполагалось собрать вскладчину с предприятий Березниковско-Соликамского погрузочного узла. Однако по факту деньги выделил только центр (это позволило разработать проект дороги и начать трассировку местности), РЖД занялось изысканием средств в своей уже утвержденной на год и не предусматривавшей этих расходов инвестпрограмме, параллельно выйдя с инициативой включения расходов на строительство трассы в качестве инвестнадбавки к тарифу на железнодорожные перевозки в корреспонденции с Березниковско-Соликамским узлом. Инициатива эта, однако, не была реализована.

В начале июня 2008 года первый вице-премьер Игорь Сечин провел совещание, где строго указал представителю ОАО РЖД на недопустимость затягивания строительства. К этому времени смета строительства итеративно додрейфовала до 13,4 млрд рублей, притом уже в однопутном варианте с разъездами. Однако четкого понимания, каковы будут источники финансирования стройки, по-прежнему не появилось.

И вот, новое совещание у Сечина в конце октября - похоже, теперь деньги на строительство большой обходной дороги точно найдутся. «Уралкалию» придется раскошелиться. Многие наблюдатели, так или иначе причастные к истории с аварией 2006 года, прямо говорят, что назначение повторной комиссии - следствие недостаточной активности компании в деле финансирования расходов на ликвидацию последствий аварии, прямо не связанных с жизнедеятельностью самого «Уралкалия». Согласно официальной отчетности компании, общий объем расходов и инвестиций, понесенных «Уралкалием» в связи с ликвидацией последствий аварии за период с октября 2006−го по сентябрь 2008 года превысил 2,7 млрд рублей. Однако следует учесть, что в эту сумму включены 1,59 млрд рублей убытка от выбытия основных средств - оставленной под землей и в шахтных стволах техники и оборудования, зданий и оборудования в находящихся на поверхности земли в аварийной зоне фабрик БКПРУ-1.

«Независимо от степени вины "Уралкалия" в аварии 2006 года от компании такого масштаба и такой финансовой мощи можно было бы ожидать собственной инициативы по существенно бjльшему участию в ликвидации последствий аварии», - сказал «Эксперту» Николай Бухвалов, в 2006-2007 годах бывший председателем пермского правительства. На вопрос, как краевые власти относятся к потенциальной смене собственника на «Уралкалии», если события с повторным расследованием аварии будут складываться по худшему для руководства компании сценарию, г-н Бухвалов ответил, что, по его мнению, властям региона нет никаких резонов вмешиваться в потенциальный корпоративный конфликт вокруг компании. «Для властей есть единственный понятный приоритет - чтобы производство работало», - заявил Николай Бухвалов.

У мэра Березников Андрея Мотовилова менее однозначная позиция. «Поймите, любая оценка - достаточно компания "Уралкалий" выделила средств на ликвидацию последствий аварии или недостаточно - является субъективной. Возможно, в какой-то момент компании стоило сделать предложение о более весомом участии в строительстве железной дороги. Но почему-то при этом забывают о тех расходах, которые понесла компания в связи с перенастройкой собственного производства, о той социальной помощи, которая она оказала городу, в частности взяв на себя строительство детского сада и поликлиники в новом Усольском микрорайоне, куда переселены жители из опасной карналлитовой зоны города». Неравнодушен мэр и к ситуации с повторным расследованием аварии: «Мы заинтересованы в стабильной работе "Уралкалия" и занятых на нем людей, любые же проблемы в бизнесе компании, связанные как с нынешним кризисом, так и с претензиями в адрес компании со стороны федеральных властей, не добавляют оптимизма».

От «друзей» нет отбоя

Помимо железнодорожников и энергетиков, которым авария на «Уралкалии» создала проблемы, недоброжелателей и завистников Рыболовлеву хватает в своей и смежных отраслях. В марте 2008 года прошел аукцион по распродаже прилежащих к двум действующим калийным компаниям (к северу от «Уралкалия» работает «Сильвинит») неосвоенных лицензионных участков Верхнекамского месторождения. Закончился он совершенно неожиданно. По бешеным ценам по участку приобрели до этого не имевшие отношения к специфическому калийному бизнесу две другие удобренческие компании - «Еврохим» и «Акрон». В напряженной борьбе с «Уралкалием» один из участков выиграл «Сильвинит», выступивший в альянсе с малоизвестным Ланта-банком и «Рособоронэкспортом» - дочерней компании одной из крупнейших госкорпораций «Ростехнологии», возглавляемой Сергеем Чемезовым. Однако из-за высокой стоимости выторгованного у «Уралкалия» лота (более миллиарда долларов) «Рособоронэкспорт» СП решил покинуть, а акционеры «Уралкалия» насолили «Сильвиниту» тем, что пытались заблокировать привлечение средств, необходимых для оплаты сверхдорогого лота (Рыболовлев вместе со своим компаньоном контролируют 25% + 1 акцию «Сильвинита»).

Потенциальный интерес к «Уралкалию» может иметь и сам «Рособоронэкспорт». Сегодня он контролирует «ВСМПО-Ависму», магниевое сырье на березниковскую «Ависму» поставляет как раз «Уралкалий» (раньше он перерабатывал собственный карналлит с первого рудника, после выхода его из строя в связи с аварией руду возят с «Сильвинита»).

В любопытном положении оказались не имеющие опыта в сложном горном производстве и добыче калийных солей новички «Акрон» и «Еврохим». Их участки вплотную прилегают к разрабатываемым полям «Уралкалия». Две компании нуждаются в активном взаимодействии с конкурентом, ведь вся инфраструктура (электроэнергия, вода, газ), научные кадры, трудовые и строительные ресурсы сегодня уже востребованы «Уралкалием» и «Сильвинитом». Без их содействия организовать производство вряд ли возможно. Получить возможность влияния на компанию Рыболовлева, или, лучше, долю в ее капитале они, вероятно, сочли бы за счастье.

В связи с этими корпоративными раскладами можно было бы предположить, что нынешняя перепроверка причин аварии 2006 года связана с активностью конкурентов. Однако такая версия нам не кажется убедительной. Производители удобрений, несмотря на сложные двусторонние отношения, настолько жесткими и опасными методами никогда не действовали, да и властный уровень, на котором разворачивается конфликт, высоковат даже по их меркам. Похоже, нельзя вносить в список главных недоброжелателей и РЖД с «Рособоронэкспортом» - ни одна из компаний в последнее время не позволяла себе откровенной критики «Уралкалия». Вероятнее всего, решение о перепроверке «Уралкалия» было политическим. Но это тема для отдельного разговора.
Таких не сломать

Не меньше московских неприятностей березниковских калийщиков беспокоят новости с мировых рынков удобрений. Глобальный кризис привел в последние месяцы практически к полной остановке зарубежных спот-рынков (прежде всего это Бразилия и Юго-Восточная Азия без Китая - на них в прошлом году приходилась треть продаж «Уралкалия»). Похоже, тот беспрецедентный уровень мировых цен, который в последние три года был достигнут благодаря жесткому давлению на покупателей ограниченного числа крупных поставщиков (на основного трейдера «Уралкалия», Белорусскую калийную компанию, созданную в 2005 году на паритетных началах «Уралкалием» и государственным «Беларуськалием», приходится треть мирового экспорта хлористого калия), в ближайшие месяцы будет подвергнут серьезным испытаниям. Впрочем, пока поставщики не готовы снижать цены, предпочитая жертвовать объемами производства (на склад «Уралкалий» принципиально не работает, его складские мощности ограничены максимум недельным объемом выработки). Так, в ноябре Четвертый рудник «Уралкалия» (сегодня это самый мощный калийный рудник в мире с годовым объемом добычи 14 млн тонн руды) сократил производство вдвое, остановлена на ремонт флотационная фабрика по обогащению руды на БКПРУ-3. Компания пока не собирается сокращать рабочих, однако люди все равно волнуются. А по карману проходчиков плановое снижение производства ударит неминуемо, ведь большую часть заработка они получают пропорционально объему выработки.

Впрочем, люди здесь не теряют горняцкого азарта. Бригады гордятся рекордами месячной выработки (при среднем результате 50-60 тыс. тонн местные уникумы из рядов бывших «афганцев» умудрялись выдавать 115 тысяч), а Сергей Дьяков, летая по руднику, как на крыльях, упорно твердит: «Нам сейчас главное так переоборудоваться, чтобы, когда спрос вернется, мы смогли рвануть вверх по добыче и сделать всех. Вот скоро скипоподъемники новые фирмы Siemens будем ставить на Четвертом руднике, тоннаж каждого вырастет с 25 до 30 тонн. Самоходные вагоны для подземных работ будем обновлять. В общем, дел невпроворот».






Новости и статьи

Вчера

Страхование от затопления соседей: как защититься от непредвиденных ситуаций

Статья о том, что делать и куда обращаться, когда вас затопили соседи, где оформить страховой полис онлайн

Вчера

Страхование квартиры от пожара и других рисков в онлайн режиме

В Тинькофф вы можете оформить страхование квартиры от пожара и других рисков. Услуги предоставляются онлайн.

Вчера

Как выгодно оформить страховку

Условия страхования несколько компаний и лица, занимающиеся опасной деятельностью, должны застраховаться.

Вчера

Автострахование онлайн от Тинькофф

В Тинькофф можно оформить автострахование онлайн. Банк предлагает выгодные условия

Вчера

Как выгодно застраховать жизнь

Страхование жизни имеет множество нюансов, которые должны быть изучены в особенном порядке.

Инвестиционные идеи
24 октября 2017 года

Биткоин взлетит до $25 тыс. в ближайшие пять лет

Аналитик Том Ли заявил, что если биткоин сможет достичь капитализации на уровне 5% от рынка золота, то его цена, скорее всего, достигнет $25 тыс. в ближайшие пять лет.

30 ноября 2016 года, АО "Открытие Брокер"

Алроса. Покупка после приватизации PDF, 154 КБ

В текущем году АЛРОСА имеет все шансы получить рекордные финансовые результаты, выраженные в рублях.

25 ноября 2016 года, Инвестиционная компания "АТОН"

ИНТЕР РАО: Торговая идея себя оправдала, потенциал реализован: ДЕРЖАТЬ PDF, 896 КБ

Акции «Интер РАО» подорожали на 28% с момента начала нами аналитического освещения компании 20 сентября, при этом только включение в индекс MSCI способствовало росту на 8%.

Блоги
  1. Grand Capital, 29 мая, 19:00

    Рынок акций России закончил торги в пятницу со снижением, двигаясь в русле обще мировой тенденции. В целом, несмотря…
  2. Grand Capital, 28 мая, 19:05

    Рынок акций России закончил торги в четверг на положительной территории на волне сохраняющихся позитивных настроений на внешних рынках…
  3. Grand Capital, 27 мая, 19:01

    Рынок акций России закончил торги в среду на негативной территории на фоне неоднозначной динамики на внешних торговых площадках,…
Мои портфели
Индикаторы
Индексы
MICEXINDEXCF2 047,42–0,4606.03
RTSI1 110,46+0,2006.03
Акции
GAZP134,60–0,1506.03
GMKN9 324–0,1306.03
LKOH3 079–0,2106.03
ROSN332,0–1,3406.03
SBER162,00–1,4606.03
VTBR0,06600,0006.03
Курсы валют
EUR77,92+0,5711.06
USD68,62–0,0611.06
EUR/USD1,09–0,5331.12
GBP/USD1,47–0,4331.12
USD/JPY120,17–0,2831.12
EURUSD_TOM1,060,0006.03
EUR_TODTOM0,02–0,0406.03
USD_TODTOM0,02–0,0306.03
Мировые рынки
Dow17 473,32–0,7431.12
FTSE6 242,32–0,5131.12
Nikkei 22519 033,71+0,2730.12
S&P 5002 049,94–0,6531.12
Золото1 059,98–0,1231.12
Нефть Brent37,6+3,1331.12